Еще несколько веков назад влияние человека на природу было крайне незначительно, однако в ходе научно-технического прогресса цивилизация стала настолько. Человек и природа. Еще несколько веков назад влияние человека на природу было крайне незначительно,


Еще несколько веков назад астрономы заметили, как блеск некоторых звезд в галактике неожиданно увеличивался более чем в тысячу раз. Редкое явление многократного увеличение свечения космического объекта ученые обозначили, как рождение сверхновой звезды. Это в некотором роде космический нонсенс, потому что в этот момент звезда не рождается, а прекращает свое существование.

Вспышка сверхновой звезды - это, по сути, взрыв звезды, сопровождающийся выделением колоссального количества энергии ~10 50 эрг. Яркость свечения сверхновой, которая становится видна в любой точке Вселенной, возрастает течение нескольких суток. При этом каждую секунду выделяется такое количество энергии, которое может выработать Солнце за все время своего существования.

Взрыв сверхновой звезды как следствие эволюции космических объектов

Ученые-астрономы объясняют это явление эволюционными процессами, миллионы лет происходящими со всеми космическими объектами. Чтобы представить себе процесс появления сверхновой, нужно понять строение звезды (рисунок ниже) .

Звезда - это огромный объект, обладающий колоссальной массой и, следовательно, такой же гравитацией. У звезды есть маленькое ядро, окруженное внешней оболочкой из газов, составляющих основную массу звезды. Гравитационные силы давят на оболочку и ядро, сжимая их с такой силой, что газовая оболочка раскаляется и, расширяясь, начинает давить изнутри, компенсируя силу гравитации. Паритет двух сил обусловливает стабильность звезды.

Под действием огромных температур в ядре начинается термоядерная реакция, превращающая водород в гелий. Выделяется еще больше тепла, излучение которого внутри звезды возрастает, но пока еще сдерживается гравитацией. А дальше начинается настоящая космическая алхимия: запасы водорода истощаются, гелий начинает превращаться в углерод, углерод - в кислород, кислород - в магний…Так посредством термоядерной реакции происходит синтез все более тяжелых элементов.

До момента появления железа все реакции идут с выделением тепла, но как только железо начинает перерождаться в следующие за ним элементы, реакция из экзотермической переходит в эндотермическую, то есть тепло перестает выделяться и начинает расходоваться. Баланс сил гравитации и теплового излучения нарушается, ядро сжимается в тысячи раз, и к центру звезды устремляются все внешние слои оболочки. Врезаясь в ядро со скоростью света, они отскакивают обратно, сталкиваясь друг с другом. Происходит взрыв внешних слоев, и вещество, из которого состоит звезда, разлетается со скоростью в несколько тысяч километров в секунду.

Процесс сопровождается такой яркой вспышкой, что ее можно увидеть даже невооруженным глазом, если сверхновая загорелась в ближайшей галактике. Затем свечение начинает угасать, и на месте взрыва образуется…А что же остается после взрыва сверхновой? Существует несколько вариантов развития событий: во-первых, остатком сверхновой может быть ядро из нейтронов, которое ученые называют нейтронной звездой, во-вторых, черная дыра, в-третьих, газовая туманность.

Читайте также:
  1. Gt; во-вторых, когнитивной оценкой (cognitive appraisal), которую человек дает событию, требующему разрешения.
  2. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  3. Автономная область и автономный округ, их юр. природа как национально-государственных субъектов РФ.
  4. Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.
  5. Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина
  6. Акты реагирования прокурора на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Еще несколько веков назад влияние человека на природу было крайне незначительно, однако в ходе научно-технического прогресса цивилизация стала настолько сильно воздействовать на окружающую среду, что сегодня экологический вопрос является одним из наиболее актуальных во всем мире. В ХХ веке произошел значительный скачок производства и развития человеческой деятельности, в результате чего появились промышленные заводы и фабрики, которые стали выпускать технические средства, облегчающие жизнь всем людям. Значительный комфорт, однако, стал причиной негативных последствий, которые сказались на природных ресурсах и на всем биологическом сообществе на Земле.

Так, к примеру, вырубка лесов в течение длительного времени привела к миграции животных, птиц и млекопитающих. А поскольку в природе все взаимосвязано, при нарушении цепочки в системе питания начинают происходить процессы вымирания отдельно взятых животных, растений или насекомых. Именно поэтому в настоящее время влияние человека на природу стараются уменьшить, а истребляемые ресурсы по возможности компенсировать (посадка леса, опреснение соленой воды и так далее).

Следует заметить, что человек, являясь единственным существом на Земле, имеющим разум и волю, не должен потребительски относиться ко всему тому, что дает ему планета. Наоборот, человечество должно стараться гармонизировать свою жизнедеятельность и привести ее в соответствие с законами природы. Именно на это направлены усилия мирового сообщества в настоящее время, и в результате этого наша цивилизация постепенно начинает переходить на качественно новый уровень своего развития. Все больше вводится в производство экологически чистых технологических новинок, примерами которых могут быть: в сфере автотранспорта - электромобили, в сфере теплоснабжения - геотермальные котлы, в сфере добычи электроэнергии - ветряные и солнечные электростанции. Поэтому сегодня можно говорить о том, что отрицательное воздействие человека на природу постепенно снижается. Конечно, до хороших показателей экологичности еще очень далеко, однако начало положено уже сегодня.

Радует и то, что сами люди начинают осознавать гибельность дальнейшего уничтожения природы и постепенно переходят на здоровый образ жизни. Медленно, но верно происходит отток жителей из центра городов в пригороды и сельскую местность, поскольку в большинстве крупных городов предельно допустимая норма СО (угарного газа) превышает предельно допустимую концентрацию в несколько раз. Растет количество коттеджных городков, где влияние человека на природу минимально. Все это говорит о том, что человечество постепенно начинает отходить от повальной системы потребления природных ресурсов и переходит к системе гармоничного развития.



Современная нефтегазовая промышленность также находится в стадии постепенного свертывания, поскольку всей разведанной нефти на Земле хватит еще максимум на 50 лет. Это очень маленький срок даже по человеческим меркам, поэтому все развитые страны уже давно инвестируют свои капиталы в экологически чистое производство новых ресурсов. Кардинально новый подход заключается в поиске возобновляемых источниках топлива. Здесь в качестве примера можно привести биотопливо, которое можно выращивать на специально отведенной территории. В результате всего этого влияние человека на природу постепенно приобретает положительный характер.

Подводя итоги этой интереснейшей темы, можно сделать вывод, что наша цивилизация наконец-то осознала, что продолжать и дальше истощать природные запасы нельзя, поскольку ни к чему хорошему это не приведет. Отрицательное влияние человека на природу уже проявляется в виде катаклизмов и глобального изменения климата. Все это еще раз подчеркивает тот факт, что все люди на Земле несут ответственность за то, что происходит с планетой сегодня, и только совместными усилиями наша цивилизация сможет преодолеть все трудности.

Ночь на Ивана Купала наполнена волшебством. Этот праздник отмечали массово еще несколько веков назад. Уделяют ему внимание и сейчас, но далеко не все желают соблюдать традиции предков и прислушиваться к приметам. А зря - на Купала можно укрепить здоровье, заговорить себя от бед, исполнить заветное желание и погадать на суженного с помощью венка.

В статье:

История праздника

Ивана Купала - это народный славянский праздник, который отмечали в дохристианские времена. Он посвящен летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы, а в некоторых регионах еще и именинам Водяного . Сейчас его отмечают 7 июля, но исторически, по старому календарю дата праздника в честь летнего расцвета приходилась с 22-го по 24 июня. Однако особым волшебством наполнен не день 7 июля, а ночь с шестого на седьмое.

В старину люди старались не ложиться спать в это время, и дело было не только в том, что нечистая сила особенно активна в этот день. Знающие люди использовали каждую минуту пропитанных магией праздников, чтобы оздоровиться, узнать будущее и обрести богатство - столько всего нужно успеть сделать, что спать было попросту некогда.

По времени данная дата совпадает с православным праздником Иоанна Крестителя. Ему в этот день принято молиться людям, страдающим от сильных головных болей. Также святому молятся родители больных детей за их выздоровление.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Свяжись между собой роса и красота.
Ложись, красота, на мое тело, на мое лицо.
Чтобы моя краса светом ярким горела,
Чтобы люд честной на меня смотрел, любовался,
Белизной лица восхищался,
Станом тонким любовался.
Выйду я павой – не быть среди баб мне равной!
На ныне, на вечно, на бесконечно.

Аминь. Аминь. Аминь.

После его прочтения сорочку нужно сразу же надеть и прилечь в ней ненадолго в кровать, а лучше - подремать хотя бы пару часов.

Во время купания в реке или озере, что полагается делать по старинным традициям на Купалу, тоже можно читать заговоры. Так, например, есть мощный заговор на счастье и удачу. Брызгайте на себя водой во время купания и говорите девять раз:

Первое дерево - Ильин, второе дерево - купорее. Третье - притворное, Господу Богу покорное. Так чтобы Счастье покорилось мне (имя). Под деревом притворным, Господу Богу покорным, сизый папоротник растет. Под тем сизым папоротником великое счастье живет. Оно растет, оно подрастает, к моему телу белу припадает. Кто Иванов заговор знает, девять раз под Иванов день читает, к тому, как эта вода, счастье и удача прилипают. Слова свои закрываю, дела свои замыкаю. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

В старину на праздник Купала не ложились спать. Сохранилось множество заговоров, которые читались на рассвете 7 июля. Например, так можно заговорить себя на удачу:

Солнце ясное, солнце красное, на небо взойдет, мне великую удачу принесет.
Я его лучи первый увидал, я теперь самым удачливым стал.
Будет у меня все получаться, будет мое счастье прибавляться.

Рассветный заговор наудачу читается семь раз.

Купальской ночью можно сварить курицу на удачу и счастье. Заверните выпотрошенную курицу в новый головной платок, опустите ее в кипяток с такими словами:

Кто съест, тот мне даст счастье, величие, силу. Аминь.

После этого оставляйте кастрюлю с курицей на плите, подходить к ней можно только для того, чтобы снять ее с огня. Пока курица не готова, не приближайтесь к плите. Как при этом приготовить курицу? Отмерьте среднее время приготовления этого блюда, позаботьтесь о том, чтобы бульон не залил конфорку. Когда курица будет готова, выключите плиту, но курицу из кастрюли не забирайте. Так пусть и стоит эта кастрюля на плите до утра.

Утром 7 июля достаньте курицу из платка, упакуйте любым удобным способом. С ней идите к церкви и отдавайте курицу нищим. Пока не отдадите курицу, вам нельзя пить и есть. Шестого и седьмого июля, а также еще три дня после праздника нельзя отдавать ничего из дома, иначе свое счастье отдадите.

Существует сильный заговор на деньги, который можно читать только в Иванов день. Соберите серебряные монеты, умойтесь с них и прочитайте заговор:

Как люди злато-серебро любят,
Так пусть деньги мой кошель не забудут,
Ко мне идут, липнут и пристают.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

Если на купальских гуляниях присутствует ваш любимый, вы можете приворожить его на костер. Смотрите на огонь и говорите так, чтобы вас никто не услышал:

Огонь жарко горит, ночь ярко осветит, тайну любви
Мне поможет открыть, (имя) к себе приворожить.
Едва с ним мы за руки возьмемся, страстной любовью нальемся.

Огонь нашу любовь скрепит, наши сердца навек соединит.

Теперь вам нужно уговорить его прыгнуть через костер или затащить в хоровод так, чтобы он держал вас за руку. Есть похожий приворотный заговор, и читается он на реку:

Вода, вода! Тела и души наши омой, сердце (имя) для любви открой.
Чтоб как только он в тебя окунулся, враз ко мне душой и телом обернулся.

Как мы вместе в тебя войдем, так по жизни вместе пройдем.

После прочтения нужно войти в реку вместе с человеком, которого вы любите.

Для того чтобы муж не обижал, существует действенный старинный заговор. Его читают купальской ночью, ближе к полуночи. Вам потребуется рубашка мужа. Постелите ее на порог, встаньте сверху ногами и скажите:

Слава Богу,
Мир моему порогу,
Вода тушит огонь,
А ты, раб Божий (имя),
Меня, рабу Божью (имя), не тронь!
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Ныне и присно И во веки веков.

Рубашку ваш супруг должен надеть на следующий день.

Ивана Купала - самое время для того, чтобы вдове или вдовцу отчитывать себя от тоски по умершему любимому человеку. Соберите ночью зверобой и сплетите из него венок. Бросьте его в воду реки с такими словами:

Мать быстрая река,
Песчаные берега,
Прими от меня зверобой,
А мою тоску-печаль успокой.

На Купалу читают еще оберег от утопления. Делают это каждый год. Можно читать этот обережный заговор для другого человека, например, матери в старину так часто заговаривали детей:

Иисус Христос шел по воде.
Выше волн и над волнами.
Господь всегда с нами.
Возьми, Господь,
Рабу Божью (имя)
Под свое крыло,
Под свою опеку.
Проведи по волне
И над волнами.
Огороди щитом
От водной пучины,
От зряшного утопа.
Слово крепко,
Вера вечна.

Приметы на Ивана Купала

В старину была примета, которая запрещала есть вишни до Иванова дня. Женщинам же нельзя было вообще есть ягод до этого праздника, суеверия обещали нарушительницам смерть детей в младенчестве. Вишни и другие ягоды были компонентом поминальной каши, которую готовили на Ульянин день, за два дня до Ивана Купала по старому календарю.

В ночь накануне Ивана Купала ведьмы получают большую силу. Чтобы защититься от них, на подоконник кладут свежую крапиву, собранную до заката 6 июля. Защищает от проделок нечистой силы также полынь, зверобой и другие травы.


появляется всего раз в году, да и то на несколько мгновений. Найти его сложно, но в старину это не останавливало желающих завладеть таким ценным артефактом. Разыскать такой можно было только в купальскую ночь. Если верить приметам, он давал власть над животными, нечистой силой и стихиями, умение открывать любой замок и видеть закопанные клады.

Иван-да-Марья - двуцветное растение, в которое превратились брат и сестра, между которыми вопреки запретам появилась любовная связь. Цветок символизирует связь огня и воды - стихий летнего праздника, которые «дружат» только в это время. Считается, что если нарвать таких цветов с утра 6 июля и положить их по углам дома, можно защититься от воровства. Фиолетовые цветки будут разговаривать с желтыми, а вор решит, что это хозяева между собой общаются.

Для того чтобы , нужно в купальскую ночь перелезть через забор двенадцати чужих огородов или участков. Сейчас последовать этому суеверию сложнее, чем несколько веков назад. В старину этим занимались, по большей части, парни. Зачастую таким образом «исполняли желания» целыми компаниями, что не оставалось незамеченным.

Скорая свадьба и счастливую семейную жизнь обещается девушке и парню, перепрыгнувшим через костер, не разомкнув рук. А если влюбленные искупаются вместе ночью, они никогда больше не расстанутся, ведь купальская вода соединяет судьбы людей.

В целом, Ивана Купала был основным летним праздником, посвященным огню, воде, солнцу и целебным растениям. Все созданное природой в эти дни наполняется особой энергетикой. Используя это, можно обрести здоровье, сохранить молодость, а также получить удачу и улучшить материальное положение. Традиции, приметы, заговоры и обряды, которые дошли к нам сквозь века истории от наших прабабушек, помогут вам наладить свою жизнь.

Сарматское море.

Еще несколько столетий назад на юге Беларуси, на месте нынешнего Полесья, находилось большое море, о существовании которого говорят древние карты, хроники и археологические находки.

Первое упоминание об этом Белорусском море сделал Геродот еще 2500 лет назад. Он писал, что на территории нашего современного Полесья расположено большое озеро или море. Сегодня историки условно называют это море - морем Геродота, но правильнее, наверно, называть его Белорусским морем - ибо оно располагалось на территории нынешней Беларуси.

Историки Крашевский и Киркор когда-то писали, что крестьяне в пойме Припяти находят якоря и целые суда - на весьма большом расстоянии от реки, посреди полей. Откуда они там могли взяться?

Иосиф Игнатьевич Крашевский (1812-1887) писал в книге «Воспоминания Волыни, Полесья, Литвы» (именуя Литвой территорию нынешней Центральной и Западной Беларуси, что совершенно верно, ибо это и есть историческая Литва, а не Беларусь):

«Болота, окружающие Пинск, множество рек и речек, пересекающих край, и весенние их разливы, затопляющие огромные пространства, были, вероятно, причиною существующего и теперь предания, что некогда Черное море простиралось до самого Пинска, но какой-то могущественный князь Киевский раскопал горы и спустил задерживаемые ими воды, отчего на месте моря остались одни болота. В доказательство этого приводят якоря, находимые при обработке полей, но где эти якоря, когда и кем найдены - это неизвестно».

Адам Киркор в третьем томе «Живописной России» (1882 года издания, под общей редакцией П. Семенова-Тяныпанского, вице-председателя императорского Русского Географического общества) писал:

«Тысячелетия отделяют нас от той эпохи, когда вся долина Припяти, или так называемое Пинское Полесье, было тоже залито водою, - морем Геродота, страною вод и туманов, как ее называет Дарий Гистасл в своем походе на скифов». И далее: «Совсем другой мир представляет нам долина Припяти, это Геродотово море. Для естествоиспытателя, даже для поэта, здесь найдется такое обилие предметов для изучения, для наблюдений, какого почти невозможно встретить в других местах».

Современный исследователь темы А. Бутевич в статье в газете «Звязда» (2001, №90-91) находит доказательство существования моря Геродота на Полесье «...і ў своеасаблівым клімаце, і ў той рэдкай цеплалюбівай расліннасці, якая жыве толькі тут, і шмат у чым яшчэ, што ўласціва выключна гэтаму воднабагатаму краю».

Существование огромного озера или моря в районе Брестской области и восточнее подтверждают и средневековые карты С. Мюнстера (1540 г.), Я. Гастальди (1562), К. Вопеля (1566 г.), Г. Меркатора (1609 г.). Там оно называется Сарматским. Название, видимо, условное и происходит от общего названия Восточной Европы как Сарматии. На картах XVI века Сарматское море-озеро имеет форму подковы.

На берегах этого обширного водоема располагались Шерешево и Жировичи, из него вроде бы вытекали (или питали его?) речки Ясельда, Нарев и Лесная. На картах С. Мюнстера и К. Вопеля озеро называется «Sarmatica palus». Как считает белорусский историк Александр Ильин, «название «palus» (болото) характеризует уже тогда явную тенденцию к заболачиванию и пересыханию озера, вызванную геологическими процессами, в частности, поднятием Балтийской плиты, вследствие чего понижался уровень воды в водоёмах и речках». На карте Я. Гастальди водоём называется озером: «lago» (по-итальянски - озеро). На Радзивилловской карте ВКЛ (1613 г.) на месте озера мы видим уже подковообразное болото, в середине - местечко Берёза.

Ильин пишет: «Остатками Сарматского озера можно считать знаменитое Дикое болото (на водоразделе рек Ясельда и Нарев) и, возможно, Споровское, Белое и Чёрное озёра. На польских военных картах 30-х гг. ХХ в. пойма р. Ясельды очень заболочена, а сама река имеет несколько протоков. На наличие там Сарматского озера в древности указывает почти полное отсутствие в этом районе археологических памятников и находок кладов».

В статье «Споры Пракопія Кесарыйскага і Спорава» лингвист Ф. Климчук пишет, что современное Споровское озеро названо по древнему названию славян - споры. Это является, конечно, полной выдумкой, так как никаких славян на территории Беларуси исконно не проживало: тут жили только западные балты, и лишь редкими островками были раскинуты появившиеся в позднее время колонии славян ляхов (поляков) и полабов.

Еще один интересный нюанс: по предполагаемой береговой линии озера проходят и южные границы Литвы (XI-XII вв.), очерченные Н. Ермоловичем, и южная граница хоронима «Литва» (на основе исследований Н. Спиридонова).

На гравюре «Литва» в книге Г. Шеделя «Всемирная хроника» (XV в.) изображены города и замки на берегу озера. То есть, Литва западноевропейцам представлялась как страна на берегу Сарматского озера (моря).

Знаменитый арабский географ и картограф Ал-Идриси тоже указывает на существование Белорусского озера-моря, называя его именем «Тэрми».

Когда и куда исчезло море?

Итак, согласно Геродоту, 2500 лет назад самым крупнейшим озером Европы (настолько большим, что оно именуется морем) было Белорусское море. Вода его, конечно, была пресной, ибо оно появилось при таянии ледников. Судя по тенденции исчезновения моря-озера, некогда оно было вообще огромным, ко времени Геродота было очень большим, к средним векам было намного крупнее озера Балатон в Венгрии, в период расцвета ВКЛ постепенно превращалось в болота. В наше время огромная часть этих болот была уже высушена, там что-то сеяли и жали, а ныне большинство этих земель брошены из-за вырождения белорусского села (в период с 1960 по 2005 годы исчезло 85% белорусских сел и хуторов). Эти земли снова стали фактически необитаемыми.

Один из наших читателей писал нам, жалуясь на совхозы, что мелиорация болот Полесья является экологическим преступлением, ибо этим уничтожается тысячелетний баланс природы, уникальная флора и фауна болот и т.д. Как видим, читатель ошибается: никаких болот тут не было еще несколько веков назад. А было море.

Почему же оно исчезло?

Александр Ильин считает, что это вызвано геологическими процессами, «в частности, поднятием Балтийской плиты, вследствие чего понижался уровень воды в водоёмах и речках».

Это, конечно, абсолютно неверно, ибо Балтийская плита поднимается медленно, ее подъем никак не может стать причиной столь быстрого исчезновения Белорусского моря.

На мой взгляд, все гораздо проще. Белорусское море образовалось в низине Полесья еще при отходе ледников - по совершенно естественным причинам: там собиралась вода с обширных окрестных территорий, и в итоге несколько тысяч лет назад тут было огромнейшее, но мелкое море. Когда ледники окончательно ушли, это море стало питаться только впадающими в него реками, а поскольку водосток был меньше испарения моря, то оно стало постепенно мелеть. Вот так оно мелело и мелело, в обмеленных частях становилось болотами - а затем высыхали и сами болота. Налицо очевидная тенденция исчезновения этих болот и без всякой их мелиорации.

Настоящие озера существуют за счет впадающих в них рек. В нашем случае это море-озеро являлось водой ледников - то есть огромной лужей в Европе, оставленной Ледниковым периодом.

Когда исчезло Белорусское море?

Как гласит легенда, «некогда Черное море простиралось до самого Пинска, но какой-то могущественный князь Киевский раскопал горы и спустил задерживаемые ими воды, отчего на месте моря остались одни болота».

Все историки дружно отмахиваются от предания - мол, вымысел народа. Но я полагаю, что просто так народ ничего не выдумывает: всегда что-то лежит в основе преданий. Что в данном случае?

«Могущественные» князья Киева существовали только в период Киевской Руси, и власть их на территории Беларуси была совсем недолгой, только около 80 лет. Полоцк очень быстро освободился от кабалы Киева и вернул свою самостоятельность и государственность. Это что касается востока Полесья. А запад Полесья в период Киевской Руси и Полоцкого Государства - им и не подчинялся: там была Ятвягия (Ятва) ятвягов (столица княжества Дорогичин). Там вообще не было никогда власти князей Киева.

А вот в период ВКЛ Брестщина входила в состав Волыни, и, предположу, под «киевским князем» тут может подразумеваться волынский князь. Кстати, на французской карте 1700 года Брест (Brest) - это город в Центральной Польше, а у нас это не Брест, а Briescie. Брестом он тогда не назывался. Вокруг Припяти не обозначено море-озеро, ибо оно уже не существовало, но всюду надписи: территория болот. Так вот наш Briescie на карте обозначен частью Волыни: юридически эти земли тогда и входили в состав Волыни, то есть, говоря сегодняшними понятиями, были украинскими.

Возможно, какой-то местный волынский князь на Брестищине в середине второго тысячелетия организовал осушение затопленных земель, вырыв какие-то каналы. Что и осталось в народной памяти. Во всяком случае, трудно себе представить, чтобы такими задачами занимались князья эпохи полоцкого Всеслава-Чарадея. В ту пору, в начале тысячелетия, для постройки каналов и для осушения земель не было ни сил, ни вообще смысла.

Историки Западной Европы упрямо указывают, что Литва была на озере-море. Взгляните, например, на гравюру XV в. из "Всемирной хроники" Г. Шеделя. Острова с крепостями, а между ними плавает большой парусник. Территориально этот рисунок относится именно к землям ныне Центральной и Западной Беларуси, ибо в тексте говорится именно о наших городах.

Интересно, что некоторые белорусские археологи считают, что Пинск был основан как портовый город большого озера - но озера, которое быстро исчезало и освобождало для жизни большие свободные территории. И именно сюда мигрировало в XIII-XIV веках несколько сот тысяч пруссов, которые до сих пор тут сохранили в селах свое национальное лицо и свой прусский язык. Белорусское море, отступая, отдавало территории для людей - крайне удобные для жизни, ибо не надо было выкорчевывать лес, а почва была весьма плодородной.

Я не думаю, что западноевропейские историки и картографы пользовались устаревшими данными, сообщая о существовании у нас Белорусского (или Сарматского, как они называли) моря в XVI веке. В веке XVII это море уже катастрофически высыхает, становясь более похожим на болото чудовищных размеров. Почему? Ответ находим у историков: XVII век был крайне жарким и сухим, постоянная засуха вызывала везде в Европе голод и пожары. Нечто аналогичное в нашей погоде мы наблюдаем и сегодня.

Белорусское море и история народов

Существование Белорусского моря, в принципе, не особенно меняет наши основные взгляды на исторические процессы в Европе, ибо как мы считаем сегодня разделением между этносами белорусов и украинцев болота Полесья, так равно можем считать и море Полесья - суть та же.

Нынешние белорусы - это предки западных балтов, а украинцы - предки сарматов (правда, культура западных балтов доходила археологически до Киева, но все равно подавляющая часть исторической Украины - не балтийская, а сарматская или на ее востоке - финская).

В древности север моря населяли западные балты, а юг - волыняне, этнически сарматы (как это показывают нынешние исследования генофонда населения регионов). Море было крайне мелким, как и Азовское море: в среднем не более 7-10 метров в глубину. Но этого было достаточно для судоходства.

И вот здесь возникает очень интересный вопрос: а где же все-таки пролегал знаменитый путь «из варяг в греки»?

Некоторые историки-скептики (не стану называть их уважаемые имена) объясняют находки на полях Полесья якорей и судов тем, что, дескать, не было никакого Белорусского моря, а это просто был волок судов по суше - между реками. Но тогда у меня возникает встречный вопрос: а куда же волокли эти суда? Чтобы дальше плыть по болотам Полесья? И чтобы через эти болота доплыть в Днепр?

Сегодня это невозможно, но тысячу лет назад это и было кратчайшим путем.

Традиционно историки называют главным путем «из варяг в греки» маршрут, лежавший куда как восточнее: через Смоленск. Который действительно и был основан варягами Скандинавии как промежуточный пункт. Но, думаю, главный маршрут все-таки в то время проходил тут. И доказательств этому - и прямых, и косвенных - можно найти очень много. Ибо эти нынешние болота Полесья тысячу лет назад не были болотами, а были судоходны.

Утерянное море

Человеку нужна вода, ибо он рожден из воды и сам из воды состоит на три четверти. В этом плане народы, живущие внутри континента, являются обделенными. Никто даже не задумывается над простым вопросом: почему все люди стремятся в отпуск к морю, а почти все курорты - это именно морские курорты?

Есть у нас в крови тяга к большой воде. И есть ощущение усталости от жизни вне большой воды. Такова наша природа.

В этом весьма повезло Венгрии, которая имеет свое огромное озеро Балатон - и большинство венгров находят там умиротворение, не посещая морские курорты. Сегодня у Беларуси нет, конечно, такого огромного озера, но зато есть масса небольших озер, оставшихся в подавляющей массе от Ледникового периода. Из-за обилия этих озер Беларусь часто и называют синеокой.

Если бы климатические преобразования «чуть-чуть» запоздали, то сегодня мы тоже, как Венгрия, имели бы огромное море-озеро на юге Беларуси. Оно обросло бы по своему берегу коттеджами и городами-курортами, где плавают яхты и отдыхают в санаториях. А сама Беларусь была бы страной, живущей на деньги отдыхающих - коих миллионы нашлось бы с соседних стран (и Польши, и Украины, и России).

Вместо этого судьба сделала так, что море превратилось в огромные болота, куда туриста можно привлечь разве что показом древнего якоря викингов, выкопанного случайно селянином при вспашке поля. На болотах, увы, люди особо не горят желанием проводить отпуска.

Вместо Белорусского моря мы имеем сегодня совсем иное наследие Природы: Беларусь считается главной страной болот в Европе. То есть, страна-болото. Только вот что с ними, болотами, делать и как их использовать на нужды Родины - никто не знает.

Что интересно, на разных картах 1500-1600 гг. Lithuania располагается значительно юго-восточнее, чем должна. Примерно на территории западной Украины.
Как известно из истории, в Литве странным образом сочетались как серьезное лобби караимов, так и татар. Всегда интересовало, как такое могло получиться?
Какая связь между ВКЛ и караимо-татарским Крымом?
К тому же, как оказалось, характерный "одесский говор" - это говор именно литовский! Что отражает не позднюю миграцию евреев с севера на юг, а именно более древние пути их переселения, в составе Литвы, на север, на осушающиеся земли, вслед за отступающим Сарматским морем. Также интересный момент, что это перемещение на картах "Белой Руси" - не первое. И общая цепочка очень напоминает путь миграции в Европу Одина и его народа. пуск к Крыму с северо=востока, поднятие в Европу на северо-запад.

Кроме того, касаемо названия Балтийского моря. Белт - пояс. А что оно опоясывает сейчас? Но в те времена, когда оно получило свое имя, оно именно что опоясывало Европу, и служило естественной границей между Европейской Сарматией и Европой.

Продолжение материала с подборкой карт.

Лингвисты попытались понять, когда же люди научились различать новый для себя цвет.

Говоря о безоблачном небе, мы, не задумываясь, представляем его голубым. Пушкинский старик жил со своею старухой «у самого синего моря»; голубой и синий входят в число цветов радуги… Эти цвета кажутся нам привычной частью окружающего мира, однако так было не всегда.

В 1858 году британский литератор Уильям Гладстон заметил, что в «Илиаде» Гомера нет ни одного упоминания о синем цвете.

Версия о том, что Гомер был слепым, давно отвергнута учеными: по страницам «Илиады» разбросаны красочные и детальные описания оружия, лиц, животных, деталей одежды и так далее.

Однако многие вещи «окрашены» в непривычные для нас цвета. Так, гомеровский мед - зеленый, а море и овцы - фиолетовые.

Гладстон не пожалел времени и решил посчитать все упоминания цвета в великой книге. Оказалось, что черный встречается в «Илиаде» около 170 раз, а белый - 100. С большим отрывом «на третьем месте» - красный (13 раз), желтому и зеленому досталось около 10 упоминаний, а фиолетовому - 7.

Исследователь, подняв другие древнегреческие тексты, обнаружил, что ни в одном из них нет слова «синий».

Одновременно отметив и отсутствие таких известных нам цветов, как розовый или оранжевый, Гладстон предположил, что способность четко различать цвета развилась у человека относительно недавно.

Не только Гомер, но и его современники видели мир в контрастах между светом и тьмой. Эту смелую идею развил его современник, немецкий филолог Лазарь Гейгер.

Он обратился к исландским сагам, Корану, старинным индуистским и китайским текстам, к древнееврейскому варианту Библии. Всюду можно найти поэтические и сочные описания любых явлений.

«Единственное, чего там нет - это голубого цвета неба», - подытожил исследователь.

Только одна древняя культура имела для синего собственное слово: речь идет о египтянах, умевших получать синий краситель. В природе же, действительно, синий цвет распространен мало: голубые глаза встречаются не часто, редки синие животные и цветы.

Например, знаменитый «синий кит», известный человеку с XVII века, слово «синий» в своем названии получил лишь спустя два столетия. А синева неба - понятие относительное. Возвращаясь к «Илиаде»: в тексте Гомера небо - «широкое», «великое», «звездное», «железное» или «медное», но никогда - голубое или синее.

Решив узнать, когда же именно впервые синий появился в привычном нам понимании, Гейгер обнаружил, что во всех рассмотренных им языках первыми цветами были черный и белый, характеризующие все темное или все светлое.

На следующем этапе развития человечества по всему миру возникает красный: цвет вина и крови. Затем люди рассмотрели желтый и зеленый, и самым последним в этом ряду оказывается синий.

В древнерусском языке слово «синий» прослеживается по крайней мере с XI-XII вв.еков, однако тогда люди тоже видели цвета иначе. Советский литературовед Ю.М.Лотман, изучая древнерусские тексты, отмечает, что синий был синонимом черного или багрово-красного. В частности, «сини очи» в одном из текстов принадлежат пьянице с налитыми кровью глазами.

Говоря о серых животных и птицах, наши предки употребляли слово «голубой», а серыми называли глаза, которые мы сейчас охарактеризовали бы как голубые. И точно так же, как у Гомера и других древних авторов, в старинных русских текстах небо никогда не называется синим.

Отдельного упоминания заслуживают цвета радуги. Считается, что их семь, и в это число входит синий, но такую трактовку предложил Исаак Ньютон в XVII веке. Аристотель называл только три цвета: красный, зеленый, фиолетовый, а некоторые африканские племена до сих пор различают в радуге только два цвета - темный и светлый.

И даже Ньютон сначала выделил лишь пять основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий и фиолетовый, но позже он включил оранжевый и индиго, по аналогии с количеством нот в музыкальной гамме. Ранее же, по всей видимости, люди видели радугу как переход от красного к фиолетовому, без ненужной им детализации.

В XXI веке к вопросу о связи языка и цветового восприятия мира вернулся израильский лингвист Гай Дойчер в своей книге «Сквозь зеркало языка ».

Отталкиваясь от исследований Гладстона и Гейгера, он собрал большую коллекцию примеров из современных языков у немногочисленных народов, обнаружив, что в большинстве случаев отдельного слова для синего у них нет.

Так, жители острова Ниас на Суматре оперируют только четырьмя цветовыми понятиями: черный, белый, красный и желтый. Зеленый, синий и фиолетовый являются у них оттенками черного. А представители племени овахереро в Намибии видят различие между синим и зеленым, но считают его слишком незначительным, чтобы придумывать для «одного и того же цвета» свое слово, и относят синее к зеленому.

Среди современных языков, на которых говорит сравнительно большое количество людей, в пример можно привести сербский: слово, применяющееся к синим предметам, также используется в значении «светлый».

Угадывать приходится по контексту фразы (море будет скорее синее, чем светлое, а волосы - скорее светлые, чем синие). В английском же языке так и не появилось отдельного прилагательного «голубое»; это лишь один из оттенков синего.