Как изготовить янтарь в домашних условиях. Как отличить натуральный янтарь от искусственного


Обработка янтаря обычно включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку . Прежде чем браться за обработку камня, внимательно изучите его. В первую очередь следует выбрать прозрачные камни. Чтобы посмотреть, как материал будет смотреться в готовой работе, спилите с двух сторон камня тонкие ломтики. Отшлифовав их шкуркой, внимательно посмотрите на просвет. Прозрачные камни более гладкие, а мутные - с более волнистой фактурой. Определившись с тем, на что пойдёт янтарь, можно приступать к обработке.


Необработанный янтарь

Янтарь - материал не капризный, его легко можно обработать в домашних условиях без применения профессиональных инструментов. Плотность янтаря настолько мала, что он не тонет в морской воде. Благодаря низкой плотности, янтарь очень прост в обработке.
Первичная обработка

Первый этап обработки - обдирка.


Этот процесс производится посредством крупной шкурки, электроточила или обычного напильника. В результате выветривания на поверхности янтаря образуется корка-патина, её-то и требуется снять перед тем, как продолжить работать с камнем в домашних условиях. Начинайте этот процесс с прозрачной стороны. Янтарную пыль, образующуюся в процессе, не стоит бездумно выбрасывать, когда её наберётся достаточное количество, можно изготовить лак.


Цвет янтаря бывает от зеленого до чёрного

Заготовке необходимо придать форму, которую вы задумали. Этот этап называется формовкой янтаря. С помощью всё тех же инструментов придайте камню необходимую форму или силуэт, если это будущая фигурка.

В данном мастер-классе мы будем имитировать настоящий янтарь с насекомыми внутри. Вариантов использования готового изделия – множество. В данном случае он был декором ручки трости. С таким же успехом из заготовки можно сделать другие поделки и сувениры.

Материалы

Чтобы своими руками имитировать янтарь подготовьте:

  • куски фанеры;
  • состав для полиэфирной смолы;
  • краситель для придания янтарного оттенка;
  • блок МДФ;
  • состав для приготовления силикона;
  • скотч;
  • засушенное насекомое;
  • пищевую пленку;
  • наждачную бумагу;
  • токарный станок;
  • пилу;
  • острые инструменты для придания формы изделию;
  • защитные перчатки.

Шаг 1 . Вначале вам нужно будет сделать форму для отливки заготовок. Для этого возьмите блок МДФ подходящего вам по задумке размера.

Шаг 2 . Из остатков пиломатериалов или фанеры сделайте короб. Стенки его крепите между собой скотчем и следите, чтобы между ними не было просветов.

Шаг 3 . Внутрь полученного короба оправьте кусок МДФ. Приклейте его для надежной фиксации. Если вы хотите, чтобы форма получилась идеально гладкой, оберните МДФ пищевой пленкой. Так силикон точно не пристанет к дереву.

Шаг 4 . Разведите силикон в соответствии с инструкцией производителя. Залейте его в короб. Оставьте все до полного высыхания силикона. Времени на это понадобится порядка 24 часов.

Шаг 5 . С помощью воды и мерного стакана измеряйте объем вашей формы, чтобы понимать, сколько полиэфирной смолы для изготовления одного изделия вам понадобится.

Шаг 6 . Разведите полиэфирную смолу в соответствии с инструкцией производителя. Не забудьте добавить краситель для получения янтарного оттенка.

Шаг 7 . Полученный объем смолы разделите на две части. Первую залейте в форму. Заливайте аккуратно, не взбалтывая, чтобы не образовывались пузырьки. При работе с эпоксидной смолой от них можно избавиться с помощью горелки, но полиэфирная при этой же попытке просто загорится.

Шаг 8 . Дав смоле в форме постоять в течение 30 – 60 минут, чтобы она загустела, отправьте к ней выбранное высушенное насекомое. В данном случае это был большого размера комар. Чтобы он остался целым, его словили живым, поместили в банку с ваткой, смоченной в растворителе, и подождали, пока он замрет окончательно.

Шаг 9 . Залейте второй слой смолы. Оставьте все до полного высыхания заготовки.

Шаг 10 . Теперь заготовке нужно придать форму. Вы можете сделать это вручную. В данном случае использовался токарный станок. В любом варианте работ инструменты для обрезки и подгонки заготовки по форме должны быть очень острыми. Полиэфирная смола в этом плане материал капризный и хрупкий.

Шаг 11 . Тщательно отшлифуйте свою самоделку. Для удобства, смочите полученную фигуру водой и уже после обрабатывайте наждачной бумагой или шлифовальными насадками.

По окончании процесса отполируйте изделие.

Чудесные украшения, не правда ли? А ведь это всего лишь эпоксидная смола. И… немного фантазии.

Если вы найдете время немного поэкспериментировать, то сможете сделать близким хороший подарок: кулон, брошь, браслет из самодельного янтаря, который по внешнему виду нелегко отличить от настоящего.

Материалы: эпоксидная смола, которой пользуются моделисты для склеивания деталей, отвердитепь к ней, органическое стекло толщиной 1,5—2 мм, немного глицерина, наждачная бумага, паста ГОИ.

Нагретым металлическим предметом выдавите в органическом стекле выбранную вами форму. Когда стекло остынет, смажьте форму изнутри глицерином. Смолу перемешайте с отвердителем (девять частей смолы и одна часть отвердителя) и залейте в форму. Теперь капните туда 2— 3 капли воды и тонкой папочкой чуть размешайте круговыми движениями так, чтобы вода в сочетании со смолой образовала неповторимый янтарный рисунок.

Затвердевшее изделие выньте из формы, зачистите тонкой наждачной бумагой и отполируйте пастой ГОИ.

Внутрь самодельного янтаря можно замуровать мертвое насекомое, травинку, маленький листок, лепесток цветка. В этом случае воду закапывать не следует. Надо налить немного смолы на дно формы, дать слегка затвердеть, потом прилепить к ней насекомое и долить форму до краев.

Работать со смолой нужно в проветриваемом помещении, надев тонкие резиновые перчатки.

Домашние технологии изготовление сувениров, поделок и декоративных изделий из эпоксидной смолы и полиэфирного лака

Такие сувениры можно изготовить следующим образом: С понравившегося образца снимаем форму, делаем 8-15 отливок. И с них уже делаем основную форму, таким образом, одна форма будет за одну заливку делать 8-15 отливок. Если надо повысить производительность, для этого достаточно сделать еще несколько форм.

Эпоксидную смолу хорошо подкрашивать масляными красками, только перед этим желательно краску выдавить из тюбика на старую газету, чтобы убрать из нее масло.

Добавив в смолу бронзовую или алюминиевую пудру, получим раствор золотого или серебряного цвета. Можно обмакнуть отливки в спиртовую морилку и, дав чуть-чуть подсохнуть, протереть тряпочкой, смоченной в нитрорастворителе. В этом случае выпуклые места будут светлее, а углубления темнее.

Чтобы придать дополнительную прочность при изготовлении галантерейных изделий, можно вводить порошковые наполнители.

Если отлитые заготовки будут липнуть к рукам, их надо опустить в воду со стиральным порошком, то есть как бы простирнуть изделие.

Цеховики, как правило, с эпоксидкой не работают, они предпочитают полиэфирный лак, потому что он намного дешевле и его проще найти в больших количествах. С лаком работают так же, как с эпоксидной смолой, только к нему дополнительно, кроме отвердителя, добавляют ускоритель, чтобы ускорять процесс затвердения. Поскольку ускоритель добавляется, в 5-10 раз превышая норму, то лак при затвердении сильно нагревается и может трескаться. Чтобы этого не произошло, отливку из лака нужно вовремя опускать в холодную воду, а потом промывать в теплой воде со стиральным порошком.

Из-за высокой температуры при затвердении лак можно заливать только в формы из герметика. В магазинах встречаются изделия, про которые продавцы говорят, что они сделаны из искусственной кости. На самом деле они изготовлены из полиэфирного лака.

Также подобным способом изготавливаются различные модели игрушечных танков, статуэток и т.д.

Отливка деталей из эпоксидной смолы

Радиолюбитель конструирует миниатюрные электронные устройства, и ему нужны, к примеру, миниатюрные штепсели. Что делать? Сделать самому, из смолы. Потерялась пешка или другая шахматная фигура, треснула ручка от газовой плиты, кому-то понравилась визитная карточка с выпуклыми буквами на входных дверях — их также можно сделать, отливая из смолы (рис. 1). Этим методом можно изготовить сколько угодно пуговиц самых разнообразных форм, маленькие вешалки собственной конструкции, рамки для семейных фотографий, поплавки для удочек, фигурки солдатиков, модели старинных пушек, автомобилей и еще множество других предметов.

Из той же смолы можно восстановить по имеющемуся образцу недостающие металлические элементы старинной мебели, причем сделать их действующими, а не бутафорию. Отливки из смолы могут помочь при ремонте старинных, богато украшенных рам. Если в старинной мебели имеются какие-то дефекты, а резная декорация частично испорчена, также стоит обратиться к смолам, напоминающим дерево, и из них отлить недостающие детали.

Для того чтобы приступить к отливке, необходимо иметь модель отливаемого предмета. Ее можно сделать из дерева, гипса, воска или даже пластилина. Моделью может быть также предмет, который мы хотим скопировать. Понадобился декоративный металлический элемент для мебели или еще одна фигурка солдатика — берем образец и с его помощью делаем форму для отливки. Действовать же надо следующим образом.

Картонную коробку, металлическую или пластмассовую банку необходимо внутри обложить алюминиевой фольгой, в которой обычно пекут цыплят, прижать ее к стенкам посуды и разгладить на дне. А теперь довольно смешная, но нужная процедура: модель, то есть ручку регулятора или другой какой-либо предмет, копию которого нужно изготовить, следует тщательно смазать обувным кремом (использовать нужно хороший крем с большим содержанием воска). После того как крем высохнет, модель следует начистить мягкой щеткой так, чтобы не стереть воск и получить гладкую, ровную поверхность. Воск должен изолировать модель от смолы.

При использовании пластилина модель нужно клеить к фольге на дне посуды и залить смолой, смешанной с отвердителем. Чтобы не расходовать много смолы, в нее надо добавить наполнитель — проще всего сухую муку. Наполнителя не должно быть слишком много, чтобы из смолы не получилась паста. Смола должна быть текучей, легко заполняющей форму — для этого ее немного можно разбавить ацетоном или нитрорастворителем.

Когда смола затвердеет, все вместе с фольгой вынимают из посуды. Затем снимают пластилин и очищают от него модель. Вновь наносят крем на модель и на болт, а также на поверхность формы. Обкладывают все фольгой и вновь заливают смолой. Таким образом получают две половинки формы с моделью внутри.

После того как форма будет вынута из посуды, ее необходимо развинтить (она свинчена винтом), вынуть модель, сделать заливное отверстие и отверстие (или даже не одно) для удаления воздуха. Если винт должен быть закреплен в ручке, его следует тщательно вымыть и снова смазать кремом. Также тщательно смазать кремом внутреннюю часть формы и вычистить ее. Сложить формы и залить смолой. После того как смола затвердеет, из формы вынимается готовая отливка, но только не совсем красивая, так как цвет у нее такой же, как смолы.

Но эпоксидные смолы можно подкрашивать. Чтобы получился белый цвет, надо добавить цинковых белил. Для того чтобы изготовленные из нее предметы были прочными, необходимо в смолу добавить наполнитель. Таким наполнителем может быть, к примеру, алюминиевый порошок или медные опилки — получается очень оригинальный цвет. Можно добавлять пыль латуни или парчи и т.д. При добавлении сажи смола делается более прочной и черной. Слюда увеличит электрическое сопротивление. Можно добавлять даже песок — только сухой и обезжиренный, его следует «выстирать» в воде с добавлением моющих средств, а затем хорошо высушить. К муке, как к наполнителю, не стоит относиться скептически — смола, смешанная с мукой, делается твердой, как камень.

Простой способ изготовления брелков из эпоксидной смолы

Привожу вам простейшую технологию изготовления брелков и различных сувенирных поделок. Их можно изготавливать из обрезков листовой латуни на оловянном припое с канифолью.

Сначала от листа металла отрезается полоска шириной около 5 мм, затем куски необходимой длины сгибаются на оправках и помещаются на предварительно залуженный латунный лист. Чтобы собирать такие брелки и поделки, паяльника не потребуется. Поместите пластину-основание на утюг (см. рис. 2), посыпьте ее канифолью, аккуратно, с помощью пинцета разложите элементы поделки и дайте припою затечь во все стыки, добавляя его по мере необходимости. Остается выключить утюг, подождать, пока он остынет, и залить лунки «лепестков» эпоксидной смолой, тонированной небольшим количеством масляной краски. После отверждения смолы основание обрезается по периметру поделки и заполировывается. Со стороны заливки брелок прошкуривается до появления блестящих латунных торцов, а затем полируется.

Такие простейшие сувенирные изделия всегда пользуются большим спросом. Особенно если изготавливать такие сувениры к каким-либо памятным событиям, мероприятиям, годовщинам. Например, памятные сувенирные поделки к юбилею города, христианским праздникам и т.д.

Творческих успехов!

Особой популярностью у представительниц прекрасного пола пользуются ювелирные изделия из янтаря. Наряду с этим натуральным и необыкновенно красивым природным камнем все чаще можно встретить украшения, выполненные из искусственного янтаря, которые выглядят очень красиво - солнечно-медовые, прозрачные и даже с каким-нибудь паучком или жучком (небольшого размера) внутри. Создание такого камня стало возможным благодаря уровню современных технологий, которые позволяют выполнить имитацию абсолютно любого природного камня. Изготовленные из них украшения и другие изделия получаются настолько естественными, что порой их невозможно отличить от настоящих. Из этого материала узнаем, как отличить натуральный янтарь от искусственного, о характеристиках камня и приготовлении его самостоятельно.

Окаменевшая смола

К одним из древнейших камней, известных человечеству, можно отнести янтарь. На протяжении многих лет (даже столетий) его широко применяли и применяют сегодня для изготовления различных ювелирных изделий и других предметов роскоши. Образовавшаяся миллионы лет назад, и окаменевшая, смола очаровывает своим теплым медовым оттенком и таинственными вкраплениями. Внутри самых дорогостоящих экземпляров содержатся застывшие насекомые или иные включения.

Органический камень в большом объеме добывают на территории Российской Федерации. Однако это не является гарантом того, что соотечественники не приобретут искусственный янтарь вместо натурального, потому как встречается довольно много недобросовестных продавцов.

Чем заменяют?

Сегодня натуральный янтарь довольно часто заменяют самыми разными материалами. Стоит ознакомиться с некоторыми их свойствами, чтобы в дальнейшем видеть разницу в том, какой это камень: натуральный или искусственный янтарь; и как отличить их друг от друга.

Подделки янтаря

Название

Свойства

Как производят?

По качествам практически не уступает природным камням. Имеет неравномерный цвет, большое количество мелких пузырьков. Обладает слабой прозрачностью.

Производится из мелкого янтаря или же его отходов.

Смола каури

Немного мягче, чем натуральный камень. Обладает ярко выраженным хвойным запахом. Внутренняя часть более однородная, не имеет волнообразных вкраплений, которые свидетельствовали бы о многолетних наслаиваниях. Качественно обработанная смола каури достигает большего сходства с подлинником.

Для производства используют живицу современных хвойных деревьев выращенных в Новой Зеландии. В ювелирном производстве встречается, но используется для производства мебели.

Такой искусственный янтарь с трудом может отличить даже опытный ювелир. Камень легче поддается плавлению, при нагревании от него исходит неприятный лекарственный запах. Копал более вязкий и мягкий.

Добывается в небольших объемах из смолы тропических деревьев.

Эпоксидная смола

Довольно известное синтетическое вещество. Обладает сильным химическим запахом, который возникает при слабом нагревании или трении.

Термопластичный продукт, который вырабатывают путем химических соединений и манипуляций.

Пластмасса

Изделия из этого материала практически невесомые. У них правильная структура без вкраплений. При тактильном контакте становится очевидным его искусственное происхождение.

Получают путем соединения химических элементов.

Искусственный янтарь из стекла имеет чрезмерную прозрачность и однородность цвета. Готовые изделия из стекла значительно превышают вес предмета, который выполнен из подлинного камня. Почти не поддается царапанью.

Получают путем нагревания кварцевого песка до очень высоких температур и моментального охлаждения с добавлением примесей.

Кроме вышеперечисленных материалов поддельный янтарь можно приготовить из полиэстера, бакелита, казеина, бернита, амброида, полиберна, акрила, фатурана, целлулоида. Следует отметить, что, несмотря на искусность ювелиров, все же возможно отличить подлинный камень от подделки.

Как отличить натуральный янтарь от искусственного?

Существует огромное количество надежных способов, позволяющих отличить натуральный камень от подделки. Значительную роль в этом играют уникальные физико-химические свойства натурального камня. Чаще всего заменители не имеют этих качеств или же проявляют их в незначительном количестве. Обратите внимание: настоящие камни имеют малую теплопроводность, при тактильном контакте с янтарем можно ощутить его тепло, изделия из стекла не обладают такой характеристикой.

Поддельный камень имеет большую твердость, чем естественный, ее можно почувствовать даже пальцами. Однако каури и копал, напротив, имеют более мягкую структуру. Давайте узнаем, как отличить настоящий янтарь от искусственного.

Визуальное обследование

В первую очередь необходимо провести визуальный осмотр. Визитной карточкой природного камня является его неординарное строение. Неоднородная структура, микротрещины, вкрапления — все это говорит о естественном происхождении. Обратите внимание на то, что изделия из стекла имеют повышенную прозрачность, отличаются игрой света. Предметы, выполненные из пластика, проявляют данные свойства с меньшей интенсивностью.

Аромат

Следует учитывать особенности аромата. У оригинального камня запах усиливается с нагреванием, например, благодаря трению. Еще один способ проверить натуральность камня - положить на менее заметный участок раскаленную иглу. Проведенные манипуляции выявят запах канифоли (смесь гвоздики и хвои).

Электростатические свойства

На следующем этапе следует проверить электростатические свойства. К одному из основных качеств янтаря относят его способность притягивать мелкие обрывки бумаги и ворсинки после интенсивного трения. Сегодня изделия из пластмасс могут электризоваться, но с меньшей силой. Смолы такой способностью не обладают.

Исследование с помощью ультрафиолета

Отличить натуральный янтарь от искусственного можно с помощью ультрафиолетовой лампы. При этом прозрачный камень будет люминесцировать голубым цветом, имеющим различную интенсивность. Дымчатые, более мутные экземпляры под воздействием лампы будут искриться бледно-голубыми переливами. Костяной вид янтаря (белый, непрозрачный) люминесцирует молочно-белым цветом с легким голубым оттенком.

Народный способ

Помимо современных способов проверки янтаря на натуральность, можно воспользоваться народным методом. Один из самых простых способов проверки его на подлинность: в стакан, содержащий соленую воду, помещаем янтарь. В том случае, если камень натуральный, он останется на поверхности, подделка же опустится на дно.

Маленькие и недорогие проекты интерьерной отделки квартиры или дома с использованием янтаря могут придать любому помещению неповторимый изумительный вид. Однако натуральный янтарь слишком дорогой для того, чтобы его применять для отделки дома, поэтому не каждому может быть по карману. Для этой цели отлично подойдет сделанный своими руками искусственный янтарь.

Имитация солнечного камня

На самом деле выполнить имитацию янтаря в домашних условиях совсем несложно. На это уйдет гораздо меньше времени, чем этот процесс занимает в природе. Приведем два метода, которыми можно воспользоваться для изготовления искусственного янтаря. Итак, как сделать самостоятельно? Рассмотрим более подробно.

Способ первый

Приготовим скипидарную смолу, канифоль, шеллак в пропорции 1:1:2. Возьмем жестяную посудину, стенки которой смажем маслом, растопим в ней скипидар. По мере того как будет расплавляться материал, в него добавляем шеллак, при этом консистенция смеси будет становится более густой и приобретет белый оттенок. После этого следует прогревать ее до тех пор, пока она не станет прозрачной. Как только это произойдет, небольшими порциями вливаем в массу, предварительно растопленную канифоль. Постепенно при нагревании масса будет делаться еще более прозрачной, желаемый цвет можно получить выбором соответствующего шеллака. Обратите внимание: чем дольше нагревается смесь, тем интенсивнее и темнее будет цвет. Кстати, камень, приготовленный в таких условиях, будет иметь более твердую фактуру. Если вы хотите получить более мягкую консистенцию, необходимо добавить чуть больше скипидара.

Полученную подделку янтаря можно отлить или же придать ей форму при помощи прессования. Затем камень можно полировать и шлифовать. Необходимо запомнить, что такой состав не чувствителен к воде, но может раствориться в спирте.

Второй способ

Вторая методика заключается в том, что в состав искусственного янтаря входит желатин. Процесс такой имитации камня более трудоемкий, потому что после того, как желатин заливается в ванночку, его необходимо присыпать мелкодроблеными слюдяными золотистыми блестками. После того, как полученное масло затвердеет, процедуру следует повторить вновь, а затем еще несколько раз. После завершения работы новоиспеченный камень следует покрыть вишневым лаком. Кстати, именно такой способ используют в своей работе реставраторы.

При изготовлении янтаря таким способом (поскольку масса изначально довольно жидкая) для большей натуральности в нее можно добавить какое-нибудь небольшое насекомое или листочек, сымитировав таким способом инклюзии. Из приготовленного этим методом янтаря можно выполнить любые украшения, например, кулоны, бусы и др.

Данные методики позволят получить искусственный янтарь в домашних условиях, как более дешевое сырье для украшений, чем натуральный камень. Однако не следует использовать этот метод для приготовления изделий в промышленных целях, выдавая такой янтарь за натуральный камень. Не стоит забывать, что изготовление и продажа подделок в нашей стране уголовно наказуемы.

Подробный перечень материалов призванных имитировать янтарь. Во все времена – даже тогда, когда янтарь был реально дешев – ископаемую смолу древних хвойников подделывали. Часто из простого интереса к процессу, еще чаще из желания создать нечто, соперничающее красотой с творением природы. Сегодня, когда розничные цены на янтарные изделия зашкаливают, интерес умельцев определяется возможностью получения конкретной выгоды.

В ход идут самые различные природные и искусственные материалы, зачастую даже внешне не слишком схожие с натуральным янтарем. Присмотримся к наиболее распространенным имитациям драгоценного самоцвета биологического происхождения...

Копал

По происхождению копал сходен с янтарем. И то, и другое – отвердевшие смолы деревьев. Только янтарь – это смола привычных нам хвойных растений, а копал – выделения растений бобовой группы (к каковым относится, например, робиния, фигурирующая у нас как акация) или экзотических южных хвойников, таких как араукария.


Есть различие и в возрасте. Янтарю – десятки миллионов лет. Копал тоже бывает ископаемым, но его возраст не превышает трех миллионов лет – а зачастую едва набегает всего лишь 150-200 годков. Более того: подсечка определенных растений тропического пояса приводит к выделению затвердевающей живицы, которую после несложных манипуляций (в основном, вываривание либо запекание) выдают за копал ископаемый.

Визуально копал трудно отличим от некоторых сортов янтаря. Обработка застывших капель древесной живицы, проводимая в автоклавах в присутствии различных реагентов, позволяет увеличить твердость и плотность свежей смолы.

Особо выгодным является умение ввести в капельку еще жидкого смолистого натека насекомое, позволить принять ему естественную «позу», а после придать рукотворному изделию вид природного янтарного инклюза.

Смола каури


Kauri gum (или смола каури) – вещество, относящееся к копалам, и имевшее все шансы присоединиться к триумфальному шествию янтарю по ювелирным прилавкам планеты. Выделяют эту смолу деревья каури, разновидность хвойных араукарий. История каури почтенна: эти растения давали кров динозаврам...

Живицы в случае повреждения корневой системы деревья каури выделяют немало! Сильный ветер, раскачивая высокие стволы, порой рвет корни – и тогда в земле под деревом образуется внушительный (до полутонны!) натек смолы.

Однако с накоплением смоляного богатства не сложилось... Химический состав смолы каури лишь в общих чертах схож с составом янтаря – такая же степень подобия наблюдается и с физическими свойствами. Поэтому копал kauri gum по большей части используется для производства высококачественных лаков, и лишь в небольшом количестве «модернизируется» умельцами для подделок янтаря.

Смолу каури принято относить к копалам несмотря на то, что внешнее сходство kauri gum с натуральным янтарем может быть разительно сильным. В одном из музеев Окленда (Новая Зеландия) есть целый зал, посвященный каури гум. По мнению обычных посетителей, выглядят огромные глыбы смолы точь-в-точь как янтарь!

Бернит


Бернит (или, в другом прочтении, бернат) иногда выдают за натуральный янтарь. Хотя в массиве бернита собственно янтарной пыли может содержаться 5%, а может и не содержаться вовсе... Серьезные ювелирные предприятия давно перестали имитировать натуральный янтарь бернитом: искусственный камень ныне окрашивают в цвета, совершенно невозможные для ископаемой смолы, и продают как изделие, имеющее самостоятельную ценность.

Тем не менее, синтетические полиэфирные соединения, входящие в состав бернита, полностью имитируют оптические свойства медово-прозрачного янтаря. Специальные технологии обработки искусственного камня позволяют создать в массиве дефекты, усиливающие сходство бернита с янтарем.

Первые берниты производились спеканием янтарного порошка с полиэфирными смолами. Если процесс шел в присутствии кислорода, камень получался желтовато-красным. Нагревание в азотной среде заставляло бернит зеленеть.

Ассортимент сегодняшних бернитов настолько велик, а цвета настолько разнообразны, что бернитовые имитации янтаря встречаются исчезающе редко. Раньше в них просто не было нужды! Однако рост цен на натуральный янтарь может спровоцировать рост количества бернитовых подделок...


Почти год ушел у химиков Германской Демократической Республики, чтобы выполнить веление партии и создать материал, позволяющий сделать янтарное производство безотходным. Янтарная крошка, образующаяся при механической обработке натурального камня, стала основой для изготовления полиберна.

Скрепленные эпоксидной смолой мелкие и дотоле невзрачные кусочки янтаря заблистали, заиграли светом, порадовали яркими красками. Руководство коммунистической партии одобрило новацию, и промышленное производство полиберна стартовало.

Название искусственному камню немцы составили из имен двух главных составляющих материала. «Поли-» - это напоминание о полиэфирной смоле, скрепляющей осколки. Слог «-берн» взят у германского наименования янтаря – бернштейн.

Массовое производство полиберна позволило ювелирам прошлого века выпустить несколько обширных серий украшений – перстней, кулонов, брошей, серег – с полиберновыми вставками. Выпускались и предметы интерьера, выполненные из полиберна.

Вскоре, однако, мода на недорогой искусственный камень прошла. Ювелирное качество полиберна сильно зависело от декоративности поступающих на предприятие янтарных осколков. В результате различные партии материала отличались друг от друга по художественной выразительности.

В таких условиях вести ритмичное производство гарантировано качественного камня не удавалось. Предприятия переключились на другую продукцию, но технология не забылась. В наши дни несколько восточногерманских (и еще несколько западноевропейских) лабораторий выпускают полиберн мелкими партиями.

Бакелит


Лео Бэкленд, американский химик бельгийского происхождения, был человеком, смолоду мечтавшем об успехе. Однако слава, которую ему принес фенол, обработанный формальдегидом, пришла откуда не ждали. Бэкленд создал бакелит отнюдь не для фальсификации янтаря! Но Европа распорядилась изобретением своего выходца по-своему...


Не было ничего удивительного в том, что первая в мире целиком синтетическая пластмасса, пригодная для массового производства, использовалась для изготовления деталей, корпусов и кожухов всевозможных аппаратов и приборов. Бакелитовая пластмасса ушла в электротехнику и машиностроение, стала гетинаксом и текстолитом, тормозными колодками и фрикционными накладками, клеями и лаками.

Однако в милой сердцу Бэкленда Германии его химическое детище, бакелит, нашел новое применение. Дело в том, что после Первой Мировой войны страна обеднела до крайности. Люди не имели средств на драгоценные камни и ювелирные украшения, а быть красивыми немкам хотелось очень...

Вот для них-то и были синтезированы искусственные янтари, изготавливаемые из окрашенного и тонированного бакелита!

Материал оказался на редкость отзывчивым к усилиям производственников. По своей природе фенолформальдегидная смола бесцветна, однако введение примесей и небольшие изменения в технологическом процессе делают ее желтой. Янтарно желтой!

В общем, бизнесменам понадобилось сделать всего несколько маленьких шажков – и рынок Германии, а вслед за нею и всех европейских стран оказался наполнен «янтарными» бусами, клипсами и перстнями из бакелита.

Модно поветрие подхватила фирма «Паркер», выпускающая дорогие ручки. И сегодня, более чем через сто лет после изобретения бакелита, «Паркер» использует похожий на ископаемую смолу материал в производстве своих изделий.

Выпускаются в наше время – правда, небольшими партиями, – и бусы из бакелита, имитирующего янтарь. Однако спутать натуральный камень и синтетический материал непросто...

Фатуран


С фатураном – материалом давним, заслуженным – возникла путаница. Дело в том, что фатуран стар и многолик...

Изобретение фатурана пришлось на ΧVΙΙΙ век. Восточные умельцы брали отходы ювелирной обработки янтаря (пыль и стружку), смолы местных растений; смешивали продукты, грели, прессовали – и в результате получался фатуран.

Мастерство ремесленников оказалось настолько высоким, что фатурановые бусины моментально стали деньгами, эквивалентными имевшим хождение монетам. Матово блестящие бусины медово-красного цвета и сегодня производят неизгладимое впечатление. Однако рецепт трехсотлетней давности утрачен, и восстановить аутентичное производство не представляется возможным.

Так думали все, кроме доктора Трауна, гамбургского предпринимателя начала прошлого века. Увидев высокий коммерческий потенциал в бакелите, Траун решил слегка видоизменить технологический процесс и выдать минимально измененный (попросту подкрашенный) бакелит за любимый Востоком фатуран.

Афера удалась. Вплоть до начала 40-вых годов ΧΧ века компания Трауна занималась поставками новодельного фатурана на Ближний Восток. Транзит велся через Турцию. Товар проник во все страны Передней Азии.

Воодушевленные успехом Трауна, современные мошенники продолжают преступные опыты, и пытаются имитировать как натуральный янтарь, так и старинный фатуран смешением невесть каких синтетических ингредиентов. При этом все единодушно называют свои поделки фатураном.

Ни бакелит доктора Трауна, ни поделки наших дней никакого отношения к ставшему драгоценным старинному фатурану не имеют. А сам фатуран (даже самый что ни на есть настоящий) родственен янтарю весьма косвенно...

Может показаться, что искусственная узорчатость целлулоида превосходит очарование натурального янтаря. Но есть красота, а есть красивость...

Целлулоид в известном нам виде был изобретен в Америке, в 1869-м году. Джон Уэсли Хайат, запатентовавший название нового материала, стремился создать полноценную замену . Однако его последователи пошли дальше, и сумели из камфары, нитроцеллюзы и коллоидного красителя синтезировать материал, отдаленно напоминающий натуральный янтарь.

Имитирующий янтарь целлулоид использовался как декоративная накладка на столовые приборы. Из него формовали рукоятки. Им отделывали различные бытовые изделия. Выпускаются целлулоидные пластины псевдоянтарной фактуры и сегодня. В большинстве случаев окраска таких изделий яркая, кричащая, и ничего общего с прекрасным ископаемым камнем не имеет.

В условиях современности выпуск целлулоида ограничен: этот материал крайне горюч, его использование где бы то ни было считается небезопасным. Наткнуться на целлулоидный «янтарь» на рынке украшений – непросто...

Казеин – основа производства галалита


«Янтарные» бусинки, изготовленные из пластмассы, синтезированной из казеина. Казеин это белок обработанный формальдегидом.

Вообще-то казеин – это молочный белок. Химики начала ΧΧ века попытались обработать казеин формальдегидом, и в результате получили смолу, пригодную для использования в промышленности. В Советском Союзе, склонном к присвоению своих названий всему на свете, новый материал назвали галалитом.

Производство пластмассы из молочного белка казеина было разработано и организовано в Германии, в первой четверти прошлого века. Советское правительство распорядилось приобрести готовое производство у немцев в 1925-м году.

На следующий год завод дал первую продукцию. Пластической массе было присвоено звучное имя «галалит», от греческого «гала» - молоко, и «литос» - камень. Название прижилось лишь на территории СССР. За границей эту разновидность пластмассы звали (и зовут) казеином – по названию главного ингредиента синтеза.

Технологи галалитового производства быстро добились известного разнообразия своей продукции. В зависимости от количества гидроксильных групп, интегрированных в молекулу искусственного полимера, материал выходил желтоватым или буро-красным, полупрозрачным или совершенно не пропускающим свет.

Красящие добавки позволяли создавать самые различные вариации имитаций природных материалов. Из галалита производились «роговые» гребни, «перламутровые» пуговицы, «янтарные» бусины. Галалитовые пластины, цветом и фактурой схожие со слоновой костью, шли на изготовление клавиш для фортепиано.

Галалитовый «янтарь» нередко походил на отдельные сорта подлинного янтаря. Однако спутать искусственный материал с ископаемым камнем трудно. Галалит существенно тяжелее янтаря. У синтетического вещества большая теплопроводность: оно холоднее на ощупь.

Промышленное производство галалита в Советском Союзе было прекращено без малого полвека назад. Однако сегодняшние частные мастерские вполне могут использовать отработанные в прошлом технологии для изготовления подделок янтаря. Казеин свободно реализуется молокоперерабатывающими заводами, в методах обработки молочного белка формальдегидом секретов нет...

Акрил


«Янтарные» браслеты. Бусины браслетов изготовлены из акрила. Нередко и, к сожалению, небезуспешно такие поделки выдают за натуральный янтарь

Полиметилметакрилат известен довольно давно. Это вполне заурядное органическое стекло, иначе называемое плексигласом или попросту акрилом. В годы Второй Мировой войны из плексигласа изготавливали прозрачные элементы самолетных кабин. В наши дни из окрашенного в молочный цвет акрила делают ванны, а из прозрачного пластика, подкрашенного в цвет меда – имитации янтаря.

Принять акриловый «янтарь» за настоящий можно только издалека либо на фото. Слишком явна искусственность материала. Слишком заметна рукотворность внутренних дефектов и включений. Акрил нарочито блестящ, а форма его бусин идеально стандартна.

Однако непосвященного человека акриловые изделия ввести в заблуждение способны. Современные методы изготовления подделок порой достигают цели. Акриловый «янтарь» - особенно на фото и видео – выглядит не просто как настоящий, а как ювелирный янтарь образцового качества.

Отмечены случаи фальсификации акрилом украшений премиум-класса. Копируя модели известных дизайнеров, мошенники в точности повторяют форму золотой и серебряной оправы, моделируют выразительность янтарного кабошона.

Рекламируются такие подделки через интернет, реализуются по почте. На видеороликах янтароподобный акрил и «самоварное золото» выглядят чрезвычайно презентабельно. Неплохо смотрятся изделия и в натуре – некоторое непродолжительное время...

Однако первый же визит к ювелиру проясняет ситуацию: бижутерия, даже особо качественная, не стоит столько же, сколько стоит натуральный янтарь в золотой оправе.

Ресолан и новолак

Бусы из новолака. Сходство с натуральным янтарем сомнительно, с фатураном – практически полное. Однако фатуран, в отличие от новолака стоит намного дороже. Ответ на вопрос – «почему?» скрыт в статье.

Ресолан и новолак – это хорошо нам знакомый бакелит, только названный по-другому. Разноголосица возникла из-за нежелания разворотливых европейских предпринимателей покупать патент на производство бакелита. Не хотелось им, кроме того, именовать свою продукцию прмелькавшимся именем заокеанского химика... Ведь публика, как известно, падка на новенькое.

Таким образом, забытые сегодня бизнесмены Старого Света на границе ΧΙΧ и ΧΧ веков решили подзаработать деньжат на чужой интеллектуальной собственности. Переняв в общем-то несложные заокеанские технологии, они взялись радовать Европу женскими украшениями. И если бакелит, названный ресоланом, позволял более или менее достоверно имитировать природный янтарь, новолак использовался двояко.

Во-первых, из новолака формовали обычные бусины. Во-вторых, фенолформальдегидную смолу превращали в вязкую жидкость, покрывали ею граненые бусины из плексигласа, и продавали поделки как ценные изделия из новолака.

Бизнес продолжался не слишком долго, но некоторое количество изделий сохранилось да наших дней. Хорошее качество новолака и ресолана заставляет современных коллекционеров платить немалые деньги за раритетные подделки.

Полиэстер


Великолепный браслет, выполненный из красного полиэстера. Как жаль, что он не янтарный!

Полиэстер, полностью искусственное вещество, и натуральный янтарь, древняя окаменелая смола хвойных деревьев, – химические родственники. Оба соединения относятся к полиэфирам. Только полиэстер производится и потребляется тысячами тонн (в основном в виде тканей), а янтарь – добывается из отложений и служит в основном для любования.

Химическое сходство веществ нередко становится основой структурного подобия образцов. Надо отметить, что полиэстер и янтарь могут быть настолько схожи друг с другом внешне, что говорить приходится не об уподоблении, а о копировании.

К счастью для покупателей янтаря, большого распространения полиэстровые подделки (пока) не получили. Одна из причин состоит в абсолютном преобладании на рынке полиэстера, пригодного лишь для создания волокнистых материалов. Требуются специальные реагенты и термические установки высокого давления для превращения промышленного полиэстера в псевдоянтарь.

Правда, сходство настоящего янтаря и «янтаря» из полиэстера исчерпывается оптическими свойствами материалов. Полиэстер легче и теплее на ощупь, при нагревании (даже в руке) источает запах пластмассы.

Да и мошенники-фальсификаторы пластмассового «янтаря» работают сегодня грубовато. Имитируемые ими дефекты натурального камня в полиэстровых кабошонах и бусинах выглядят нарочито, чересчур искусственно и броско. Однако ничто не мешает ремесленникам нанять талантливого дизайнера и достичь более высокого профессионализма...

Амброид – прессованный янтарь


История возникновения амброида восходит к древнейшим временам. Римляне, придумавшие проваривать янтарь в меду для придания ему более густого цвета, предпринимали опыты по прессовке размягченных осколков камня – но результаты их не удовлетворили, и попытки прекратились.

Больших успехов добились средневековые арабы. Наступление Нового времени дало всплеск пользовательского интереса к недорогим украшениям из янтаря. И вот в 1881-м году, в Австрии, были осуществлены по-настоящему удачные пробы изготовления ювелирного материала из отходов янтарного производства.

Нагретые и спрессованные опилки янтаря при должном мастерстве ремесленников превращаются в вещество, как две капли воды похожее на непрозрачные сорта ископаемой смолы. Последующие циклы нагревания-сдавливания-охлаждения в различных средах приносят осветление амброида, либо наоборот, сгущение его цвета и снижение прозрачности.

Советский союз, ведший масштабную добычу янтаря, отработал технологии прессования янтарной крошки, гостировал продукцию, наводнил внутренний рынок дешевыми и качественными изделиями из амброида.

Настолько качественными, что ныне советский амброид не считается подделкой под янтарь. Его статус – драгоценный камень сниженного сорта. При всей спорности подобной формулировки, следует признать: амброид на 100% состоит из ископаемой смолы, окаменевшей за миллионы лет нахождения в грунте (однако претерпевшей изменения по воле человека).

Современные предприятия еще более усовершенствовались в производстве амброида. Готовые изделия, вышедшие из-под пресса в последние годы, трудно отличить от натурального янтаря. Одни только пузырьки воздуха, вытянутые и деформированные в процессе прессования, выдают искусственное происхождение украшений.

Инклюзы


Инклюз паука в натуральном балтийском янтаре. Отлично видна полупрозрачная полость на месте усохшего брюшка паука. Очевидно: паук не вчера запечатан!

Испокон веку подлинность янтаря определялась в том числе и наличием инклюзов – биологических остатков, миллионы лет назад запечатанных в живичных натеках. Но кто в детстве не развлекался утоплением мух в свечном стеарине? Современные мошенники продолжают детские игры, и с увлечением заталкивают в твердеющую синтетику и мух, и пауков, и даже мелких рептилий.

Разница иногда трудноуловима, но в большинстве случаев очевидна. Паучок или комашка, плененные смолой сто миллионов лет назад, давно утратили плоть и стали полупрозрачными. Их тело исчезло! Остался лишь обесцвеченный (в большинстве случаев) хитиновый покров, да точная форма существа, жившего некогда на Земле.

Инклюз в натуральном янтаре – на 99,9% пустота, полость!

Подделки же демонстрируют залитых смолой насекомых во всей их первозданной красе. Синтетические полимеры нередко выступают в роли консервантов, а потому мясная муха, «упакованная» в смолу лет двести назад, выглядит как живая – и так же блестит сине-зеленым покровом!

Искусственные инклюзы выдают себя и неестественностью объектов. Насекомое, прилипнув к смоле, остается целым. Пинцеты и прочие инструменты ремесленников грубы, и часто лишают комашек крылышек или лапок.

Однако на рынке геологических раритетов и ювелирных изделий из янтаря немало подделок, почти неотличимых от подлинного камня. Искусственные смолы определяются спектрометрами? Мошенники – в свете текущего повышения цен на янтарь – спешно закупают затвердевшую смолу араукарий Южного полушария, плавят ее, и помещают в отливки не только насекомых и паучков, но и мелких рептилий, и даже экзотических моллюсков.

Классифицируя подделки как редчайшие инклюзы, нанятые пропагандисты убеждают коллекционеров приобретать «янтарь», пока не явились представители богатых музеев. «Таких экспонатов, - нашептывают искусители, - нет даже в музеях естественной истории Лондона и Нью-Йорка!»

И невдомек незадачливому покупателю, подписывающему распоряжение на многотысячный платеж, что потому и нет, что музеям подделки неинтересны!

Фальсификаторы янтаря наращивают арсенал преступных приемов, совершенствуются в умении обманывать. Самая свежая тенденция рынка – выдача изначально недорогих, но видоизмененных и «усовершенствованных» копалов за янтарь. Не дремлют и самодеятельные химики. Искусственные смолы и даже композиты все чаще принимают облик янтаря – молчаливого свидетеля незапамятных времен, извечного символа Солнца, старинного друга человека и человечества.

Бусы из мадагаскарского копала бледно желтого цвета. Их несложно принять за настоящий янтарь. Хоть копал – это тоже ископаемая смола, но янтарем его не называют в силу различий в происхождении и возрасте.



Полированный кусочек затвердевшей смолы хвойного дерева Каури, произрастающего в Новой Зеландии.


Колье с крупными бусинами из бернита очень похоже на изделие из натурального прокаленного янтаря.


Кабошон, выполненный из полиберна. Отчетливо видны кусочки янтаря внутри кабошона. Природный янтарь таким не бывает. Распознать имитацию не составляет труда!


Бусы из желтого бакелита. Принять бакелит за натуральный янтарь сложно. Искусственный материал выдает себя в том числе и строго направленным рисунком текстуры.


Бакелитовая бусинка на просвет. На фото четко видны сонаправленные волокна материала. Такой рисунок не свойственен ни янтарю, ни фатурану.


Старинные бусы из непрозрачного фатурана красного цвета. Язык не поворачивается назвать этот материал имитацией янтаря. Фактически это самоценный материал, шедший на четки и бусы, столь популярные на Востоке. Сегодня украшения из этого раритетного материала высоко ценятся коллекционерами. За бусы или четки из НАСТОЯЩЕГО фатурана платят по меньшей мере 1000 долларов, и это далеко не предел цены. Старый фатуран сегодня является объектом подделок – так же, как и натуральный янтарь. Бусы советского производства. Материал – прессованный янтарь, он же амброид. С наступлением 2013-го оживился народ. Теперь эти бусы активно скупаются людьми, но не для того, чтобы носить их как раньше, а чтобы перепродать по дороже друзьям из Поднебесной. Сколько стоит Янтарь Обзор цен на янтарь сырец, полуфабрикаты и украшения из янтаря на 2014 год. Зеленый янтарь Красный? Желтый? Зеленый! Многоликий янтарь...