Формирование эмоциональной лексики у детей. Формирование эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня Развлечение по эмоциональной лексике в детском саду


Организация: МБ ДОУ «Детский сад № 84»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

В данной статье систематизированы игры, игровые упражнения с использованием наглядных средств, для обогащения речи детей эмоциональной лексикой с учетом их эмоционального и нравственного развития, сформированности общения, разработан план логопедической работы по формированию эмоциональной лексики, апробированы методы диагностики особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Значимость исследования определяется возможностью использования дидактического материала, методических рекомендаций для педагогов в целях совершенствования образовательной работы с детьми.

Проблема формирования лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной в современной логопедии. С каждым годом увеличивается число детей с общим недоразвитием речи. Обозначенное нарушение является одним из распространённых и поэтому требует наибольшего внимания и необходимости в изучении и поиска путей преодоления, коррекции данной проблемы у дошкольников. В научной литературе неоднократно поднималась проблема формирования эмоциональной лексики у детей, имеющих речевую патологию (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, О.Е. Грибова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Данные авторы утверждали, что дети с речевыми нарушениями используют эмоциональную лексику фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дошкольники испытывают значительные трудности.

В методической литературе разработаны практические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с речевыми нарушениями (Ю.Ф. Гаркуша, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и др.). Однако в последнее время, наиболее актуальным стал вопрос о формировании эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (И.Ю. Кондратенко, С.В. Дель, С.Н. Коновалова, О.Н. Тверская, И.В. Янченко и др.). В исследованиях выделены особенности развития лексики детей данной категории.

Цель исследования: теоретическое изучение процесса формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и практическая апробация комплекса дидактических игр и игровых упражнений по формированию эмоциональной лексики у данной категории детей.

Обобщив результаты исследований, можно сделать вывод о том, что словарный запас у детей с ОНР III уровня весьма ограничен, в некоторых случаях нарушен адекватный выбор языкового материала, наблюдается несовершенство поиска нормативных единиц, часто слова заменяются близкими по ситуации, значению. Дети с ОНР затрудняются в использовании эмоциональной лексики, вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются с взрослыми и сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи.

Исходя из этого, следовало, что для обучения дошкольников с ОНР необходимо подобрать комплекс специальных методов, приемов, направленных на формирование эмоциональной лексики, что позволило бы повысить уровень овладения выразительной связной речью и коммуникации в целом. Логопедическая работа предусматривала три этапа (подготовительный, основной, закрепительный), в ходе которых происходило:

  1. Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
  2. Развитие паралингвистических средств общения.
  3. Формирование интонационной стороны речи.
  4. Формирование эмоциональной лексики.
  5. Развитие выразительности связных высказываний и речевой коммуникации.

Использованные в экспериментальном обучении разнообразные приемы, оказывали благотворное влияние на активизацию широкого спектра вербальных средств, включая значительный пласт эмоциональной лексики. Речь детей характеризовалась последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью.

В результате проведенной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи произошла автоматизация слов, обозначающих эмоции и осуществлено их введение в экспрессивную речь. Достигнуто расширение диапазона эмоциональной лексики, что позволило детям свободно применять ее в связной речи.

Таким образом, систематическая, специально организованная логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня показала свою эффективность на основе анализа качественных результатов, полученных в конце экспериментального обучения. Используемые игры и игровые упражнения с использованием вербальных и невербальных средств по формированию эмоциональной лексики, оказали влияние на расширение детского лексикона, позволили качественно изменить уровень их речевого общения, положительно отразились на точности выражения мыслей, правильном построении фраз.

Лазарева Екатерина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №182"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методика формирования эмоционально-оценочной лексики в дошкольном возрасте
Дата публикации: 15.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Методика формирования эмоционально-оценочной

лексики в дошкольном возрасте
Формирование эмоционально-оценочной лексики тесно связано с общим ходом психического развития ребенка и зависит от характера его общения с окружающими людьми. При проведении специальной работы по формированию эмоционального словаря целесообразнее использовать речевые игры и упражнения по следующим направлениям: 1. Овладение эмоционально-оценочной лексикой. Мы предлагаем использовать детскую художественную литературу для решения первой задачи. Детская художественная литература – действенная сила эмоционального воспитания и надо уметь целенаправленно ею пользоваться. Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти из произведений искусства, и особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, наполняющих смыслом жизнь взрослых людей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Таким образом, книга учит вглядываться ребенка в человека, видеть, понимать и называть его чувства. При использовании детской художественной литературы формы работы с детьми должны быть построены так, чтобы различные поступки описываемых персонажей способствовали адекватной ориентации детей в окружающей действительности, служили образцами в их собственном поведении, а также пополняли словарь детей эмоционально-оценочной лексикой. 2. Пополнение словарного запаса “волшебными словами”, то есть формулами вежливости, особыми словами и оборотами. Они не называют чувств, но выражают доброе, заботливое отношение. Пополняется словарный запас этого фонда через пример взрослых или через усвоение моделей поведения. Если в речи взрослых изобилие “будь добр, разреши, извини, позволь, с твоего разрешения”, то без всякого тренинга-научения дети эти слова переймут, позаимствуют. 3. Усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций. На этом этапе мы предлагаем детям в импровизируемых ситуациях наглядно убедиться в том, что различные эмоции выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Ребенок должен осознать, что между чувствами и поведением существует связь.
Все предлагаемые направления работы с детьми были апробированы в ходе экспериментальной работы. Сначала были изучены три основных аспекта: оценка эмоционального состояния по схеме, оценка эмоционального состояния при помощи словесного рассказа, подбор слов антонимов к эмоциональным состояниям человека. Первое задание было направлено на выявление у детей старшего дошкольного возраста умения распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью шаблонов или схем. Схема представляет собой карточку, на которой с помощью простых знаков (черточка, кружок) изображены различные эмоции. Всего ми использовали ше сть ш абл он ов, символизирующих радостное, печальное лицо, чувство страха, злости, удивления и презрения. О наличии такого умения судят, главным образом, по адекватности подобранных слов или сочетаний слов. Второе задание заключалось в том, что дети старшего дошкольного возраста должны были оценить эмоциональное состояние человека при помощи словесного рассказа. Детям было предложено семь словесных рассказов на такие эмоциональные состояния, как радость, грусть, зависть, удивление, страх, злость, чувство стыда. Предполагалось выявить, насколько адекватно и точно дети определяют эмоциональное состояние и могут объяснить изображаемые явления. Для проведения третьего задания мы подобрали пять слов на различные эмоциональные состояния: веселый, добрый, завистливый, насмешливый, презрительный, к которым дети должны были подобрать слова-антонимы. После изучения вышеперечисленных аспектов были реализованы основные задачи, изложенные выше. Для решения первой задачи мы использовали детскую художественную литературу. Детям предлагались определенные эпизоды, фрагменты из детской художественной литературы, описывающие различные эмоциональные состояния человека, что способствовало расширению эмоционально оценочной лексики детей. Для формирования эмоционально оценочной лексики детям предлагались речевые игры. Дети подбирали синонимы и антонимы к словам, обозначающие эмоциональные состояния человека, что способствовало уточнению понимания значений слов. Игры второго направления подразумевали работу по расширению словарного запаса “волшебными словами”. На этом этапе работы использовались стихотворения-загадки, детям предлагалось составлять маленькие сценарии пор различных персонажей, у которых не было в речи “волшебных слов”, и поэтому им плохо приходилось в жизни. По третьему направлению детей знакомили с невербальными средствами выражения эмоций. Детям было предложено разыгрывать сюжеты, сценки, где особенности ситуации необходимо было подчеркнуть мимикой. Таким образом, детей необходимо научить:
оценивать эмоциональное состояние по схеме, пиктограмме, фотографии; моделировать эмоции на пиктограммах и схемах; изображать мимикой эмоции по описанию; подбирать слова эмоционально-оценочного словаря к сюжетным картинкам; оценивать эмоциональное состояние героев по словесным рассказам; подбирать антонимы и синонимы к эмоциональным состояниям человека. Эти умения перечислены в порядке возрастания сложности и могут формироваться на одном занятии. В таком случае их можно рассматривать как структуру занятия. В процессе проведения эксперимента по данному направлению мы сделали некоторые основные выводы. Собственный опыт эмоциональных переживаний и социальный опыт общения детей не богат. Наибольшие затруднения дети испытывали при объяснении таких эмоциональных состояний, как страх, удивление, презрение. Можно сделать вывод о том, что такие чувства ребенок старшего дошкольного возраста либо никогда не испытывал, либо испытывал не очень часто. Определение таких эмоциональных состояний, как радость, печаль, злость у детей не вызывает особых затруднений, так как эти чувства можно наблюдать у детей уже с младенческого возраста. Наибольшую трудность вызвали задания на определение таких эмоций человека, как удивление и чувство стыда, страха. Никто из детей правильно не назвал такое чувство человека, как зависть. Такие эмоциональные состояния как страх, злость дети пытались оценить, используя в речи глаголы: ругать, бояться, ударить. У детей произошли качественные изменения по отношению к изучаемому материалу: повысился интерес не только к своему эмоциональному состоянию, но и к чувствам окружающих его детей, появилось стремление определять и называть свои и чужие ощущения и эмоции. Кроме этого, дети начали использовать игры, направленные на развитие эмоциональной лексики, в самостоятельной игровой деятельности. Общение детей - одно из условий формирования эмоционально- оценочной лексики, поэтому наиболее эффективной формой организации детей является групповая работа. Применение предложенной методики формирует у детей умения видеть и понимать чувства другого человека, способность не только поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, но и называть словами чужие и собственные переживания. Эмоциональное развитие и эмоциональное осознание ребенком себя обеспечивает сознательное овладение эмоционально-оценочной лексикой родного языка. Проведение работы по формированию эмоционально- оценочной лексики приводит не только к качественному пополнению словаря детей, но и к пониманию чувств и смысла поведения других детей.
Игры, упражнения для ознакомления с эмоционально-оценочной

лексикой

Тексты словесных рассказов
1. Много дней шел мелкий холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от приятного изумления. Все покрыто белым-белым снегом. В саду стало чисто, просторно и красиво. Можно идти гулять. (радость) 2. Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его т продолжают реветь. (печаль) 3. Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. (страх) 4. На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к большому дереву и быстро влез на него. Медведица стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно глядя на мальчика. (гнев) 5. Мальчик увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл ее, а когда открыл чемодан, кошки там не было. ИЗ чемодана выпрыгнула собака. (удивление) 6. Девочка Маша вместе со своей мамой пошла на улицу. Во дворе она увидела, как другие мальчики и девочки строят различные фигуры из песка с помощью формочек. Маша стояла в стороне и наблюдала за детьми. Ей очень хотелось поиграть с детьми. (зависть) 7. Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. (чувство стыда) 8. Жила одна женщина, и не было и нее детей. А ей очень хотелось маленького ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и сказала: - Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты, где мне ее взять? - Почему не сказать? - ответила колдунья. - Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое. Посади ты это зернышко в цветочный горшок, а когда цветок распустится, то на нем будет сидеть девочка. (радость) 9. Посадил дед репку - выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. (печаль) 10. Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево. Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Его сестра, Катя, бегом бросилась в сад. (страх) 11. Маленький старичок с длиной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. - Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край. Старик, взглянув на красное лицо мальчика, сказал: - С тобой что-то случилось? - А вам - то что? - покосился на него Павлик. Я скоро совсем убегу из дома. - Убежишь? - Убегу! Из-за одной Ленки убегу. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А самой сколько! (злость) 12. Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог! Только Женя это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из- под пенька вылез небольшой крепкий старичок. (удивление) 13. Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого трехколесный велосипед, а у одной - большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошах. Взяла Женю досада. Даже глаза стали желтые, как у козы. (зависть) 14. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял, Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира.” Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей досталось от мамы. (чувство стыда)
Игры на формирование эмоционально-оценочной лексики
“Старый словарь” Цель: учить детей подбирать синонимичный слова к эмоциональному состоянию человека. У волшебницы был словарь. Но в доме, где она жила завелись мыши. Они стали грызть в словаре страницы. Что ни день, то какое-нибудь слово пропадет. Само слово пропадет, а его описание останется. Волшебница
пользовалась словарем очень часто, а там, что ни слово, то дырка. Вот она и просит вас восстановить слова по описаниям. *0 Когда человеку невесело, он какой? (грустный, печальный, унылый) *1 Когда человеку весело, он какой? (веселый, радостный, счастливый) *2 Когда человек испытывает радость, что он делает? (радуется, веселится, смеется) *3 Когда человек злится, он какой? (злой, сердитый) “Угадай героев сказок” Игра направлена на формирование навыка по двум признакам догадаться, о каком сказочном герое идет речь, а затем самостоятельно охарактеризовать героев своих любимых произведений в двух-трех словах. Сильный, добрый (Илья Муромец, богатыри). Сильный, злой (Кащей, великан). Слабый, бесстрашный (Мальчик с пальчик). Красивая, злая, коварная (Ведьма, царица из сказки о мертвой царевне). “Общение в паре” Цель: развивать умение говорить о своих чувствах и сопереживать. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о своих чувствах, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. “Сидящий - стоящий” Цель: развивать эмоциональную сферу. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу весело, со страхом, сердито, спокойно. “Зеркало” Цель: развивать умение понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение - другой повторяет его. Воспитатель предлагает в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, боль). “Следование за ведущим” Цель: развивать умение понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на две-три группы. В каждой группе - ведущий. Он ходит по кругу, выполняя движения, отражающие различные эмоции; дети повторяют их.
«Волшебная коробочка эмоций» Для этого упражнения необходим куб, на каждой стороне которого изображены: волк, солнце, тучка, лисичка, Пьеро, Карабас. В центре изображения (лицевая часть) прочно приклеено круглое зеркальце. Поворачивая куб разными сторонами к себе, ребенок смотрит на изображение и мимикой отражает соответствующие эмоции:  Заяц испугался волка  Солнышко улыбается  Тучка хмурится  Лисичка хитрая  Пьеро грустит  Злой Карабас Подбор изображений можно варьировать и менять. “Чтение эмоций” Цель: учить понимать эмоции, застывшие на лицах (злость, гнев, удивление, радость, страх, страдание, грусть). Подбираются фото из журналов, газет. Дети рассматривают их. Воспитатель задает вопросы: *4 Что он чувствует? *5 Что случилось с этим человеком? *6 Можно ли ему помочь? *7 Тебе хотелось бы с ним познакомиться? “На что похоже настроение” Цель: учить детей определять свое настроение. Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: “Мое настроение похоже на белое пушистое облако в спокойном голубом небе, а твое?” Упражнение проводится по кругу. Затем взрослый обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое. “Тренируем эмоции” Цель: развивать эмоциональную сферу. Попросите ребенка: нахмуриться, как: *8 рассерженный человек; *9 злая волшебница. Улыбнуться, как: *10 солнце; *11 хитрая лиса; *12 радостный ребенок. Позлись как: *13 ребенок, у которого отняли мороженное; *14 человек, которого ударили.
Испугайся, как: *15 заяц, увидевший волка; *16 котенок, на которого лает собака; *17 ребенок, потерявшийся в лесу. “Как ты себя сегодня чувствуешь” Цель: учить определять сое эмоциональное состояние Ребенку предлагают карточки с изображением различных оттенков настроений. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение воспитателя, его друга, мамы, папы. “Глаза в глаза” Цель: учить детей определить эмоциональное состояние человека. Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: “Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции: “Я грустный, помоги мне!”, “Мне весело, давай поиграем!”, “Я не хочу с тобой дружить”. Затем дети обсуждают какая эмоция передавалась и воспринималась. “Встреча эмоций” Цель: учить детей адекватно реагировать на различные эмоциональные состояния. Ребенок раскладывает карточки с изображением различных оттенков настроений на две группы: те, которые нравятся, и те, которые не нравятся. Затем ведущий берет карточку из одной кучки, а ребенок из другой. С ребенком нужно представить как встречаются разные эмоции и обсудить, как можно “помирить” эмоции. “Вкусные конфеты” Цель: учить детей выражать радость, удовольствие. У девочки в руках воображаемый кулек с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут в рот. по их лицам видно, что угощение вкусное. “Золушка” Цель: учить выражать печаль, грусть. Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку. Выразительные движения: поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка. “Момент отчаяния” Цель: учить выражать страх.
Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик в смятении, не знает, куда идти. Выразительные движения: голова наклонена вперед, плечи приподняты, рот открыт, одна рука с силой сжимает другую. “Три подружки” Цель: учить детей выражать такие эмоции как печаль, удивление, злость, радость. Жили-были три подружки: свинка Хрюшка, кошка Мурка и утка Крякушка. Однажды они пошли гулять и мамы наказали им не пачкаться. Но Мурка, гонялась за птичкой, зацепилась за пенек и разорвала плптье, а Хрюшке захотелось полежать в луже. Утка Крякушка потеряла шляпу, когда помогала Хрюшке вылезти из лужи. вот идут они после прогулки, опустив головы. Что скажут мамы? Мамы встретили малышей около дома и страшно удивились, рассердились и хотели их наказать. Но когда они узнали, как Крякушка спасала Хрюшку, перестали браниться.

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III уровня и обобщая предыдущий опыт работы по теме «Использование наглядного моделирования в коррекционной работе», я убедилась, что словарный запас детей с ОНР весьма ограничен, часто слова заменяются близкими по ситуации, назначению, выявлены недостатки в выражении эмоционально - смыслового содержания высказывания, трудности выражения на лице эмоциональных состояний и незнание схематических изображений эмоций.

Известно, что к основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, а следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование эмоциональной речевой активности ребенка.


Эмоционально - экспрессивные игры

Эмоционально - экспрессивные игры, направленные на развитие мимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности, иными словами «языка» эмоций, создают благоприятный фон для проявления индивидуальности развития эмоциональной четкости. Игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребенок «отыгрывает» радости, страхи, переживания запретные для реального взаимодействия эмоции.

Для успешной реализации задач составила перспективный план дидактических игр по лексическим темам (приложение 1).

Через игры учила употреблять слова приветствия: доброе утро, добрый день, добрый вечер, рад встречи с вами и т.д.

Прощаясь: всего доброго, хорошего, до встречи, счастливого пути.

Обращаясь с просьбой: будьте любезны, добры, буду вам признателен, если вас не затруднит и т.д.

Это помогало преодолевать застенчивость, скованность детей. Утром проводила такие игры, как «Поприветствуем друг друга» . Для этого использовала игрушки, например весёлого клоуна. Каждый ребёнок делал это по-своему: кто-то наклонится, пожмет руку, погладит по голове, улыбнется, произнесет ласковые добрые слова.

Изучая тему: «Части тела и лица» в игре «Комплементы» дети берутся за руки и говорят что-то приятное друг-другу: «Ты очень красивая, добрая, ласковая», «Мне нравится как ты причесана», «Мне нравятся твои волнистые волосы и добрые глаза». Так дети учатся замечать хорошее, говорить нежные, ласковые слова, выражать доброе чувства.

Играя в «Ласковые слова» , употребляем слова с уменьшительно-ласкательным значением: «Как на Сашеньку мы поглядим, про хорошего расскажем. Посмотрите: у Сашеньки глазки ясные, щечки румяные, носик маленький».

На этапе знакомства, в период адаптации играли в игру «Давайте познакомимся». Дети поочередно бросают мяч друг другу, называя свое имя так, как нравится ему: «Дима, Димочка, Димуля».

Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи. Эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание. Речь не только передает мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувства.

Начала знакомить детей с графическими изображениями эмоций. Для этого изготовила пиктограммы.

Дети учились узнавать радость, грусть, злость, испуг, удивление.

Применение графических изображений лиц для обозначения эмоциональных состояний способствовало развитию внимания, памяти, речи.

Например: различая эмоциональные состояния страха, стеснительности и стыда, учила изображать их, находить на пиктограммах. Спрашивала: «Как мы узнаем, что человек испытывает страх?» (рот открыт, человек кричит, глаза становятся большими). Есть такая русская поговорка «У страха глаза велики». Предлагала составить рассказ о том, как сначала испугались, а затем смогли преодолеть страх. Обобщала ответы детей и вводила дополнительные признаки: зубы стучат и он дрожит от страха. Подбирали слова: трусит, пугается, испуган. Значит он трусливый, робкий, боязливый.

Для закрепления эмоциональных состояний на занятиях по лексике проводила игру «Зеркало эмоций» , где дети изображали удивленного клоуна, разъяренного медведя, старого жука (грусть, печаль).

Вспоминая героев сказки, учились описывать эмоциональное состояние на основе личного опыта, подбирать синонимический ряд, т.е. слова близкие по смыслу. Например:

Вы хотели бы иметь такого друга, как Карлсон? Почему? (Веселый, жизнерадостный, добрый, простодушный).

Какой Буратино в сказке «Золотой ключик»? (Озорной, смешной, радостный, счастливый). Как еще можно назвать таких людей? (Весельчак, шутник, озорник).

Работала над интонационной выразительностью речи. Сначала предлагала послушать сказку «Три Медведя» без интонационного оформления, а второй - выразительно. Дети высказывали мнения, что второе чтение им понравилось больше. Рассказывали, что голос при чтении можно изменить, передавая радость, удивление, испуг, злость. Можно говорить медленно или быстро, громко или тихо. Затем играли в игру «Чей голос?», меняя громкость и тон голоса, произнося слова, сказанные Медведем, Медведицей и Медвежонком.

С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи проводила ряд дидактических игр.

Дидактические игры

«Какое настроение у кролика?» Рассказывала небольшие истории от лица кролика с различными интонациями: грусти, веселья, испуга, злости, удивления. Дети слушали и определяли настроение кролика, показывая соответствующую пиктограмму.

Игра «Какая маска говорит?» На доске вывешивала пиктограммы, произносила различные реплики, якобы от лица масок, а дети определяли, какая маска говорит.

В игре «Я начну, а ты продолжи» учились подбирать синонимы к выделяемому слову в предложении, например, «радостный зайчик бежал по дорожке» (радостный - веселый, довольный, жизнерадостный и т.д.)

В игре «Замени слово» рассказывала увлекательные истории по сюжетным картинкам, делая паузы в тех местах, где детям нужно было вставить слова - синонимы.

Рассказ «Мышонок» Однажды пошел мышонок Тим погулять и слышит плачь. Подошел поближе и увидел, что около кустика сидит маленький мышонок и плачет. Он был очень грустным…(печальным, унылым, жалким и т.д.). Маленький мышонок рассказал Тиму, что ему не с кем дружить. Тим улыбнулся и предложил дружить с ним. Мышонок стал радостный, …(веселый, довольный).

Мимический диктант

Читала эмоциональ-но окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляли карточки-пиктограм-мы с соответствующими мимиче-скими выражениями и сами вос-производили их.

«Оля пошла погулять. — Как ласково светит солныш-ко! Мне тепло и приятно.

Оля увидела цветочек:

— Ах! Какой красивый цвето-чек! Как приятно он пахнет!

На цветок села пчела.

— Ой, а вдруг она меня ужа-лит?!

И Оля махнула рукой, чтобы прогнать пчелу.

— Мама, мама! Меня ужалила пчела, как больно!»

Применение зрительных опор в виде пиктограмм помогало детям точно передать эмоциональное состояние героев. Обогащало словарный запас эмоциональной лексикой, состоящей из слов - оценок, с помощью которых возможно классифицировать вещи, предметы, явления с положительной или отрицательной стороны; употреблять слова - оценки в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.

На II году обучения, продолжая работу по намеченному плану, больше внимания уделяю формированию эмоциональной лексике, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.

1.Добавляли зависимые слова к главному. В качестве исходных слов детям предлагала слова:

- «хороший», они составляли с этим словом словосочетания: хороший день, вечер, праздник;

- «плохой»: плохой мальчик, день, пес;

- «скучный»: скучный фильм, вечер, рассказ;

- «злой»: злой волшебник, волк, взгляд;

- «добрая»: добрая принцесса, мама, фея, история.

2.Составляли словосочетания:

а) с синонимически близкими словами:

Лиса - хитрая, ловкая, чуткая;

Солнце - яркое, блестящее, красное, багровое, улыбающееся, радостное;

б) со словами противоположного значения.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Умный принц - глупый принц;

в) образовывали от имен прилагательных сравнительную и превосходную степень: суп вкусный, торт - вкуснее, мороженое - самое вкусное; слуга умный, принц - умнее, а король - самый умный.

3.Составляли предложения:

а) с заданным словом: душистый - В саду вырос душистый цветок.

4.Учились распространять предложения с помощью синонимов:

Мы смотрели интересный фильм - Мы смотрели интересный, увлекательный, занимательный фильм.

Веселый зайчик скакал на лужайке - Веселый, радостный, оживленный, шустрый, бодрый, резвый зайчик скакал на лужайке.

Медлительный - медлительный, нерасторопный, неуклюжий, неповоротливый медвежонок хотел поесть меду, а его ужалила пчела.

5. Дополняли предложения словом с противоположным значением:

Карабас-Барабас был злой, а Мальвина - (добрая).

6.Подбирали противоположные слова в пословицах:

«Человек от лени болеет, от труда (здоровеет)», «Дождик вымочит, а солнышко (высушит)».

7. Скажи ласково». В процессе изучения лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Транспорт» и др. проводила дидактические игры: «Скажи ласково»

Имена существительные: огурец - огурчик, воробей - воробушек.

Имена прилагательные: хитрый - хитренький, вкусный - вкусненький.

8. Д/ и «Большой - маленький» со значением увеличительности:

Имена существительные: нос - носище, глаз - глазище, хвост - хвостище.

Имена прилагательные: злой - злющий, большой - большущий, высокий - высоченный.

9. Образовывали превосходную степень имен прилагательных:

глупый - наиглупейший, хитрый - наихитрейший, вкусный - наивкуснейший.

10. Образовывали имена прилагательные путем чистого или префиксированного повтора:

а) хитрый - прехитрый,

б) черный-пречерный

11. Дополняли и завершали предложения.

У большого медведя огромные… (глазищи, лапищи), у маленького зайчика маленький… (хвостик, ротик, носик).

Работа с родителями

Работу по формированию эмоциональной лексики веду совместно с родителями, т.к. без контакта с семьей и полного взаимопонимания зависит то, овладеют ли дети яркой, живой речью, будут ли использовать в ней средства выразительности.

В результате проведения специально организованной поэтапной работы на основе вышеописанных дидактических игр с детьми с ОНР III уровня достигла расширения диапазона эмоциональной лексики, автоматизации слов, обозначающих эмоции и введение их в экспрессивную речь, что позволит качественно и количественно изменить уровень лексического и речевого общения и будет способствовать благополучному и успешному обучению в школе.

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №17 город Белогорск»

Картотека игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников

Выполнила: Соколова Н.С.
воспитатель I квалификационной категории

г. Белогорск 2015г.

Все игры и упражнения распределены на 3 последовательных этапа: подготовительный, основной и заключительный. Цель подготовительного этапа: расширение эмоционального опыта ребенка и подготовка к более точному восприятию эмоциональных состояний. Основной этап направлен на формирование эмоциональной лексики. Цель заключительного этапа: актуализация эмоциональной лексики в речи детей.

Система игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников

Подготовительный этап.

Цель: Расширение эмоционального опыта ребенка и подготовку к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний.

Задачи:

          Изучение и уточнение различных эмоциональных состояний.

          Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами.

I . Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний .

«Найди такое же лицо»

Цель: Развивать умение находить одинаковые графические изображения лиц с различными эмоциональными состояниями по образцу. Закрепить различение эмоциональных состояния по графическим изображениям (радость, грусть, гнев) Развивать зрительное внимание.

Материал: Наборы графических изображений лиц в различных эмоциональных состояниях у детей и у педагога.

Описание . Педагог показывает детям картинку и просит найти такую же.

Педагог показывает картинку и просит найти всех таких же веселых (грустных).

«Найди пару»

Цель: Упражнять в нахождении графических изображений по образцу. Различение эмоций страха, грусти, гнева и радости. Развивать зрительное внимание.

Материал: . Набор карт-пиктограмм, 1-й набор -целый, 2-й - разрезанный.

Описание . Детям дается набор шаблонов, они распознают

строение (эмоции). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезные шаблоны перемешивают между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.

«Найди отличия»

Цель: Познакомить с эмоцией удивления. Упражнять в различении эмоциональных состояний по мимике с опорой на графические изображения. Учить находить сходства и различия. Развивать зрительное восприятие, внимание.

Материал: Картинки с изображением эмоций, различающиеся несколькими элементами.

Описание: Педагог предлагает ребенку найти, чем похожи картинки, чем отличаются. За каждое отличие ребенок получает фишку.

«Лото настроений»

Цель: Закреплять умение различать эмоциональные состояния с опорой на картинку-образец. Развивать внимание, усидчивость.

Материал : у детей большие карточки с несколькими изображением людей, животных, птиц, в различных эмоциональных состояниях. У педагога разрезные карточки.

Описание : Педагог показывает картинки, называет их, а дети находят, у кого есть такая же картинка и закрывают ее. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки.

II . Узнавание эмоций по словесному описанию.

«Найди девочку»

Цель:

Материал : у детей наборы пиктограмм.

Описание: Педагог рассказывает небольшой рассказ и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению девочки.

Примерные рассказы:

    У Маши был день рождения. Пришли гости, они принесли Маше много подарков. Маше были весело, она улыбалась.

    Катя вышла во двор, взяла санки и стала кататься с горки, ей было очень весело.

    Лена потеряла свою любимую игрушку, она расстроилась.

    Пришла Маша с прогулки испуганная, она увидела большую лохматую собаку.

«Подними картинку»

Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.

Материал: у детей наборы пиктограмм.

Описание: Педагог рассказывает рассказы или читает стихи, а дети определяют по тексту эмоциональное состояние героев и поднимают пиктограмму.

Примерные тексты:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Все бело, бело, бело,

Много снегу намело,

Вот веселые деньки,

Все на лыжи и коньки!

Подарил мне папа льва!

Ох, и струсил я сперва!

Я два дня его боялся.

А на третий –

Он сломался.

III . Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения.

«Волшебные часы»

Цель: учить точно воспринимать и передавать эмоциональные состояния с помощью мимики с опорой на графические изображения.

Материал: Картонный круг со стрелкой. По краям круга наклеены пиктограммы разных эмоциональных состояний.

Описание: Ведущий раскручивает стрелку. Все дети проговаривают слова:

Стрелка, стрелка покружись,

И картинка покажись.

Все дети изображают данное настроение мимическими средствами, а ведущий выбирает того ребенка, который по его мнению более точно изобразил это эмоциональное состояние и этот ребенок становится ведущим.

«Кубик»

Цель: Упражнять в изображении мимическими средствами различных эмоциональных состояний по пиктограммам.

Материал: картонные куб, на грани которого наклеены пиктограммы.

Описание: Ведущий бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, становится ведущим.

«Замри»

Цель: Закреплять умение различать и передавать различные эмоции с помощью мимики.

Материал: Карточки с изображением разных эмоциональных состояний.

Описание: Дети двигаются по комнате под звуки бубна(погремушки, металлофона), с остановкой музыки, педагог говорит: «Замри» и показывают карточку с эмоциональным состоянием. Дети изображают соответствующую эмоцию.

IV . Выражение эмоциональных состояний без зрительной опоры.

«Король Боровик»

Цель: Упражнять в выражении эмоции гнева.

Дети стоят в ругу, считалкой выбирают короля Боровика, он стоит в кругу, а дети двигаются по кругу и произносят текст:

Шел король Боровик

Через лес напрямик,

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Ребенок стоящий в кругу изображает настроение и выполняет действия по тексту.

«Море волнуется»

Цель: Упражнять в выражении различных эмоциональных состояний мимическими и пантомимическими средствами.

Описание: Дети стоят и проговаривают слова:

Море волнуется, раз,

Море волнуется, два,

Море волнуется три,

Веселая фигура на месте замри. (грустная…)

Ведущий выбирает ребенка, который по его мнению более выразительно передал предложенное настроение.

«Наседка и цыплята»

Цель: Упражнять в выражении различных эмоций по слову педагога.

Описание: Дети изображают цыплят, а педагог курицу.

Педагог. Долго сидела курица на яйцах. И вот пришла пора появляться цыплятам на свет.

Первый цыпленок (прикасается к нему) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было тесно!»

Второй цыпленок рассердился, нахмурился, он хотел появиться на свет первым и его опередили.

Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут много места, и всюду опасность.

«Облака»

Цель: та же.

Описание : Педагог читает текст стихотворения, а дети изображают облака в соответствии с текстом:

По небу плыли облака,

А я на них смотрел,

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягонький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

Основной этап.

Цель: формирование эмоциональной лексики.

    Расширение лексики, обозначающей эмоциональные состояния.

    Расширение эмоционального словаря за счет употребления антонимов и синонимов.

    Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительными значениями.

I . Называние эмоциональных состояний.

«Угадай настроение»

Цель: учить различать и называть эмоциональные состояния по мимике.

Описание : педагог показывает разные эмоциональные состояния и задает вопрос: «Какое у меня настроение?» Дети называют. По мере ознакомления с игрой, ведущим становится ребенок.

«Кубик»

Цель: учить называть эмоциональные состояния радости, грусть, радость, удивление, страх, испуг.

Материал : картонный кубик, на гранях которого наклеены изображения эмоциональных состояний.

Описание: ведущий бросает кубик, на гранях которого изображены разные эмоции, дети называют их.

«Что изменилось?»

Цель: упражнять в назывании эмоциональных состояний. Развивать зрительное внимание, память и пространственную ориентировку.

Материал : пиктограммы или фотографии с изображением разных эмоциональных состояний.

Описание: педагог размещает на фланелеграфе пиктограммы, дети запоминают их расположение. Педагог предлагает детям отвернуться, он меняет местонахождение пиктограмм. Дети говорят что изменилось, называя эмоциональные состояния словом.

Примечание: начинать игру следует с 3 – 4 картинок, постепенно увеличивая их количество.

«Какого лица не стало?»

Цель: Упражнять в назывании эмоций словом. Развивать зрительное внимание и память.

Материал: пиктограммы.

Описание: Педагог располагает на фланелеграфе пиктограммы, дети отворачиваются, педагог убирает одну пиктограмму, дети называют какого лица не стало.

«Разрезные картинки»

Цель: Упражнять в узнавании и назывании эмоциональных состояний по графическим изображениям. Развивать зрительное восприятие, гнозис.

Материал: разрезанные изображения фотографий или пиктограмм.

Описание: Детям предлагается склеить (сложить) разрезанные фотографии людей и определить, какое у них настроение, почему у них такое настроение, что случились?

Затем дети меняются картинками.

II . Словообразование существительных с уменьшительным значением.

«Большой и маленький»

Цель : упражнять в словообразовании существительных с уменьшительными суффиксами..

Материал: Кукла, одежда, посуда, мебель.

Описание : педагог предлагает детям пригласить в гости куклу, она маленькая, называет ее «куколка». Дети рассматривают куклу и называют ласково части тела, одежды куклы, посуду, мебель, которая предназначена для куклы

«Скажи ласково»

Цель: упражнять в употреблении существительных с уменьшительным значением.

Материал : предметные картинки: лиса, заяц, белка, корова, ворона, сорока, воробей, трава…

Описание: на столе лежат перевернутые вниз изображением картинки, дети подходят, берут картинку, называют слово ласково и забирают картинку

«Ласковые имена»

Цель: Упражнять в словообразовании с использование уменьшительных суффиксов по аналогии.

Материал: цветок из бумаги.

Описание: педагог предлагает поиграть в игру и назвать друг друга ласково, дает образец, называя «Сашенька» и дает ему цветок. Следующий ребенок называет ласково какого-нибудь ребенка и отдает ему цветок.

«Ласковые дети»

Цель: та же.

Материал: мяч.

Описание: Дети стоят в кругу, педагог в центре.

Мяч лови, мяч бросай

И словечко приласкай.

Педагог называет слова: рука, нога, голова, трава, лиса, хлеб, камень, дорога, мама, бабушка, дедушка, зима…

III . Подбор антонимов.

« Покажи наоборот»

Цель: Учить противопоставлять различные эмоциональные состояния и настроения. Расширять словарь прилагательных.

Описание: Педагог предлагает детям поиграть в игру наоборот, он им предлагает изобразить веселую девочку или мальчика, затем наоборот, злого Карабаса- Барабаса, наоборот доброго Айболита, показать старенького дедушку и молодого солдата, трусливого зайца и храброго льва,

«Подбери картинку наоборот»

Цель: Упражнять в установлении антонимических отношений. Развивать внимание.

Материал: предметные картинки с изображением веселой девочки, грустной девочки, веселого мальчика, грустного мальчика, злого волка, доброго волка…

Описание: Педагог раздает детям картинки по одной из пары. Называет: «У меня грустная девочка, у кого наоборот?» ребенок называет и показывает картинку.

«Вредный Буратино»

Цель: учить детей устанавливать антонимические отношения.

Материал: игрушка Буратино.

Описание: в гости к детям приходит Буратино. Педагог рассказывает, что он очень вредный и делает и говорит все наоборот. Педагог предлагает сказать детям слова, а Буратино будет говорить все наоборот:

Большой – маленький,

Толстый – тонкий,

Веселый- грустный,

Радостный – грустный,

Злой – добрый,

Храбрый – трусливый,

Старый – молодой,

Детям предлагают превратиться в вредного Буратино. Дети подбирают антонимы к предложенным словам.

«Слова-неприятели»

Цель: Упражнять в подборе антонимов к словам с оценочным значением.

Материал: мяч.

Описание: педагог бросает ребенку мяч и просит назвать слова-непрятели, предварительно разбирается значение слова непрятели.

Грустный –

Радостный-

Веселый –

Сильный –

Храбрый –

Слабый –

Трусливый –

Смелый –

Хороший –

Чистый –

III . Подбор синонимов.

«Слова-приятели»

Цель : учить выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.

Описание : Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова- приятеля. Разбирается значение слова приятели.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Веселый, радостный, хороший.

Плохой, злой, сердитый.

Трусливый, маленький, пугливый.

«Скажи по-другому»

Цель: упражнять в подборе синонимов.

Описание: Педагог предлагает детям назвать слово по-другому.

Грустный –

Радостный-

Веселый –

Сильный –

Храбрый –

Слабый –

Трусливый –

Смелый –

Хороший –

Чистый –

Удивленный -

Заключительный этап.

Цель: Актуализация эмоциональной лексики в речи детей.

    Закрепление эмоциональной лексики.

    Активизация эмоциональной лексики в словосочетаниях и предложениях.

«Подбери слово»

Цель: Закрепить понимание и употребление оценочных прилагательных в речи. Упражнять в согласовании прилагательных с существительным в роде.

Описание: Педагог предлагает детям сказать, про кого можно сказать

Веселый (мальчик, зайчик, щенок)

Веселая (девочка, белочка, бабочка, птичка…)

Грустный

Грустная

Трусливый

Трусливая

Испуганный

Испуганная

Удивленный

Удивленная

«Закончи предложение»

Цель: практическое употребление в речи слов-антонимов. Развивать мышление, память.

Описание: ребенку предлагается закончить предложение, повторить его и назвать слова – неприятели.

Слон большой, а комар…

Золушка добрая, а мачеха…

Дедушка старый, а внук…

Лев смелый, а заяц…

Айболит добрый, а Бармалей …

Сегодня мне весело, а вчера было…

«Скажи наоборот»

Цель: активизация антонимов в предложениях.

Описание: Педагог приглашает в гости Буратино, он играет с детьми. Педагог составляют предложения, а Буратино говорит наоборот. Затем з Буратино помогают дети.

Злой волк идет по лесу. Добрый волк идет по лесу.

Веселая девочка собирает грибы.-

Трусливый зайчик спрятался за елкой.-

Радостный мальчик играет у дома.

Печальный волк сидит на поляне.

«Скажи по-другому»

Цель: Активизировать в речи синонимы.

Описание : Педагог предлагает детям предложение и просит сказать по другому:

Веселый мальчик играет в мяч. Радостный мальчик играет в мяч.

Грустная девочка сидит на скамеечке. (печальная)

Трусливый щенок сидит в ящике. (пугливый)

Злой волк бегает по лесу. (сердитый)

Радостная белочка нашла гриб. (веселая)

Печальный Буратино шел по мосту.(грустный)

Удивленный мальчик остановился, увидев радугу. (изумленный)

«Исправь ошибку»

Цель: Закреплять понимание и употребление в речи слов эмоциональной лексики.

Развивать слуховое внимание, умение замечать ошибки в чужой речи.

Описание : В гости к детям приходит Незнайка, он начинает рассказывать, какие он составил предложения. Дети слушают и исправляют ошибки Незнайки.

Гарусная девочка весело играла.

Радостный мальчик сидел и плакал.

Трусливый лев гордо ходил по лесу.

Храбрый заяц спрятался в кустах.

Расстроенная мама весело улыбалась.

Молодой дедушка медленно поднимался по лестнице.

Использованная литература:

    Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. cада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991 – 160 с.

    Данилова Т. А., Задгенидзе В. Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.- 160 с.

    Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под редакцией П.Н.Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.

    Кондратенко И.Ю. Аспекты эмоционально-экспрессивной лексики и её усвоение детьми с общим недоразвитием речи // Логопед – 2004. - № 3.- С.38 – 46.

    Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста //Дефектология – 2003. - № 3. – С. 55 – 69.

    Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология – 2002. - № 6. – С. 51 – 59.

    Кондратенко И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки // Дефектология – 2001. - № 6.- С. 41 – 47.

    Кондратенко И. Ю. Система логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с речевой патологией // Логопедия 21 века: Материалы симпозиума с международным участием (20 – 21 апреля 2006 г.) – СПб.: НОУ «Союз», 2006. – 300 с.

    Кряжева Н. Л., Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: академия развития: Академия холдинг, 2001. – 127 с.

    Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.

    Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. М.: просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

    Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии 1984. - №3. – С. 60 – 66.

Конспект занятия по формированию эмоциональной лексики

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

по теме «Такая разная эмоция «Грусть»».

Цель: формирование эмоциональной лексики.

Задачи:

1.Развивать умение детей понимать и оценивать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей, животных.

2.Упражнять детей в подборе синонимов.

3.Закреплять умения детей соотносить эмоциональное состояние с пиктограммой и цветовым обозначением.

4.Учить детей использовать эмоциональную лексику в ответах на вопросы.

Оборудование: демонстрационный материал: предметные и сюжетные картинки по теме.

раздаточный материал: зеркала.

Ход занятия

I .Орг.момент.

Прослушивание композиции С. Майкапара «Раздумье».

Вопросы к детям:

Какое настроение передает эта музыка?

Какая эта музыка?

Что вы почувствовали, когда слушали её?

Что хочется делать под эту музыку?

II .Работа по теме занятия.

1.Беседа об эмоции «Грусть».

Какую эмоцию вы испытывали, когда слушали эту мелодию? Значит, вы были какими? А что такое эмоции? От чего зависит то, как мы их проявляем?

2.Пиктограмма и цветовое обозначение эмоции.

Подойдите к столу и возьмите зеркала, попробуйте представить, что с вами произошло какое-то грустное событие и изобразите эту эмоцию на своем лице.

Проходите на стульчики. Все запомнили свое лицо в зеркале? Мы с вами знаем, что эмоции мы можем изображать не только с помощью наших лиц, но и с помощью…пиктограмм. Опишите пиктограмму грусти.

Каким цветом мы обозначаем эту эмоцию?

3.Д/и «Придумай причину».

4.Подбор синонимов к эмоции «Грусть».

Ребята, у Владика пропала собака, какую эмоцию он испытывал? Значит, он был каким? (Педагог выставляет зеленый квадратик.) А еще каким? Придумайте слова-приятели к слову «грустный»!

-Печальный, тоскливый, унылый.

На каждое слово-приятель педагог выкладывает зеленый квадратик.

Вот сколько слов-приятелей мы подобрали к одной эмоции. Эмоция одна, а сказать про неё можно разными словами. Был 1 зеленый квадратик, а стало сколько? Давайте повторим все слова!

III .Физкультминутка.

IV .Продолжение работы по теме занятия.

1.Рассматривание серии сюжетных картин «Дружные зверята» (Е. Бортниковой).

Педагог выкладывает на наборное полотно серию сюжетных картин и задает детям вопросы:

Кто это? Что у него в лапках? Как вы думаете, куда идет ёжик?

Что случилось с ёжиком? А с корзиной с яблоками? Какую эмоцию испытывал ёжик, когда рассыпались яблоки? Значит, он был каким?

А это кто? Что сделали зайчики?

Куда пригласил ёжик зайчат? Чем угощала их белочка? Какую эмоцию испытывали зверята во время чаепития? Значит, они были какими?

2.Пересказ текста детьми.

3.Подведение итогов.

V .Итог.